СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные технологии на уроках. Технология критического мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, каждый из вас может сделать вывод: сегодняшние ученики не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого.

У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.»

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся.

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

"Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях".

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.

Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактив­ного включения учащихся в образовательный процесс

Технология РКМ позволяет решать задачи:

  • Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета
  • Повышение учебной мотивации:
  • Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
  • Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
  • Повышение социальной компетентности
  • Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов
  • Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность учащимся размышлять. 3. Принимать различные идеи и мнения. 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение. 7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны: 1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей; 2. Активно участвовать в учебном процессе; 3. С уважением выслушивать различные мнения; 4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания. Вызов – вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно». Методические приемы, которые могут быть использованы. Осмысление – получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика. Рефлексия – суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова.

Технологию развития критического мышления можно использовать на уровне познания мира, литературы, русского языка.

Конечно, не все приемы можно использовать в первом классе, например, на уроках познания мира я беру некоторые из них, отвечающие возрастным особенностям первоклассников, такие, как: «Верите ли Вы …», кластер, составление синквейна, корзина идей.

Вызов: ü Мозговая атака (штурм) ü Верите ли вы, что… ü Корзина идей ü Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Осмысление: ü Кластер ü Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» ü Чтение с остановками ü Бортовой журнал

Рефлексия: ü Синквейн ü Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ü Ассоциации

Немного остановлюсь на тех приемах, которые меня заинтересовали, которые я использовала на своих уроках.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«тонкие» вопросы «толстые вопросы»

Тонкие вопросы требуют фактического ответа, толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа. Дети их задают на последней стадии урока: рефлексия.

Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Степь – природная зона Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … …

Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________

Ключевые понятия Рисунок или схема

Пример кластера «Полезные ископаемые»

Центр кластера – это тема урока. От центра отходят лучи, крупные – смысловые единицы. Кластер – грозди. Можно использовать задания: поставить знак вопроса, где вас что-то заинтересовало, озвучьте грозди. Например, расскажите о применении рудных цветных металлов в народном хозяйстве. Можно установить связь между веточками грозди. Небольшие по объему информации кластеры стараемся создавать на каждом уроке познания мира.

Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка»

Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка

Синквейн v Первая строка – существительное, тема синквейна. v Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. v Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. v Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. v Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» Тема: «Почва» - Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных …

«Дерево предсказаний»

Таким образом, педагогической задачей учителя вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом могут помочь приемы технологии РКМ.

.

14.01.2016 08:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!