СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Литературная сказка как жанр детского чтения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проанализировав программу курса «Литературное чтение» (автор В.Ю.Свиридова), изучив разделы «Содержание программы», «Планируемые результаты, «Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для себя раскрыла основные направления работы с жанром сказки по классам.

Опираясь на знания детей кумулятивных сказок (это сказки с сюжетом, состоящим из простейших повторяющихся звеньев), необходимо обратиться к ним с учащимися 1 класса снова, но по новым основаниям. Ведь роль народных сказок состоит в том, чтобы помочь ребёнку освоить мир, познать его в доступных возрасту мифологических формах.

С помощью сказки у детей должно выработаться первичное представление о «правильном устройстве мира, они должны определиться с тем, что такое добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо. Отточенные и легко запоминающиеся словесные формулы сказок развивают речь ребёнка. На первом году обучения мы не все сможем объяснить детям. Пока только соберем вместе с детьми свидетельства «несовременной» логики в сказках. Накопим материал, нуждающийся в объяснении. Нужно заманить детей в мир сказки. Так, дети с интересом собирают примеры использования «золота» в различных сказках. Наблюдают за особенностями цветовых характеристик. Думают, какого цвета курочка ряба. Пытаются разобраться, что за птицы «гуси- лебеди» и т д.

Дети знакомятся с традиционным сюжетом волшебной сказки, с этапами бытования народной сказки. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». В работе со сказкой «Гуси-лебеди» важны следующие моменты: традиционный сюжет волшебной сказки: дети остаются одни и попадают в лес: более распространен вариант с детьми сиротами или со злой мачехой и ее дочерью; традиционная композиция волшебной сказки: троекратный повтор в начале и в конце сказки, испытание героя; наличие волшебных помощников, с которыми надо правильно себя вести: яблонька и печка ипостаси Мирового дерева, яблонька, печка и речка границы своего и чужого мира; наличие непонятных существ: гуси лебеди соединяют в себе черты двух видов птиц, как в мифологических чудовищах есть черты различных животных; встреча с враждебным представителем чужого мира

Бабой Ягой.

Разговор о сказке также ведётся с точки зрения всех литературных закономерностей:

Необходимо отделить народную (фольклорную сказку от сказки авторской (литературной). Нужно с учащимися проследить, как из фольклорной сказки выросла авторская, какие законы и особенности она унаследовала. Герои каких сказок выстроились по росту? («Репка», «Теремок») Обратить внимание детей, что порядок то в сказке волшебный.

Подчеркнуть важность исторических этапов бытования сказки. Разбираем варианты этих сказок. Например: животные селились в разных местах (рукавичка, горшок. Теремок). Связываем с лентой времени. В разное время сказка по -разному сказывалась. Сказка то рассказывалась давно и устно. При передаче сказки то одном, то в другом месте происходило изменение. Потом, кто-то из авторов её записал, и даже обработал.

Среди фольклорных сказок начать различать сказки о животных, бытовые, волшебные.

Рассмотреть особую «сказительскую» интонацию, характерную для сказочного повествования.

5. Пронаблюдать специфику художественных средств сказки. Традиционный набор фольклорных героев, традиционны их характеры, внешность и речь. Сказки, приведённые в учебнике помогают вспомнить характер зайца, лисы, кота, волка и других героев русских народных сказок.

Дальнейшая работа над сказками с учащимися 2 класса ведётся с опорой на знания детей народной сказки, авторской.

Постепенно начинать накапливать:

Материал, подтверждающий то, что народную сказку (не только русскую) характеризует наличие волшебных предметов, особых магических чисел, особых цветов, необыкновенное отношение ко всему золотому. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса.

Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках.

4. Среди фольклорных сказок различать сказки цепочки, сказки о животных, бытовые, волшебные.

5.Обращать внимание на выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. 6. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается.

7.Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

8. Продолжать работу по сравнению волшебной и авторской сказок и ее связи с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок.

9. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий.

В 3 и 4 классах обратить внимание детей:

1. На существование сказок с похожими сюжетами у разных народов мира. Происхождение таких сюжетов мы сможем объяснить ученикам.

2. Ещё одна линия исследовательской работы - рассмотрение композиции сказки, которая тоже является традиционной. Сказка использует постоянные композиционные формулы, зачин, концовку. Не забываем обращать внимание на типичность завязки, кульминации, развязки.

3. В 3 классе происходит формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Древний человек осмысливает действительность в простейших, доступных сознанию оппозициях, начиная с самой главной: жизнь смерть. Мир природы для него опасный, грозящий смертью, чужой мир. Все, что способствует выживанию, представляется как принадлежащее своему миру.

4. Представления о Мировом дереве, связующем миры.

5. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности.

6.Расширяется работа с волшебной сказкой. Замечаем единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки.

7. Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

Одним из видов работы может быть:

1. Придумывание варианта сказки или продолжения к сказке.

2. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

3. Находить исторический и жизненный опыт народа в сказке.

Кроме предложенной в учебнике игры с шуточными вариантами рисунков, можно: добавить шуточные варианты: рассказать ту же сказку, но с другими этнографическими

реалиями; любых экспериментах с текстом необходимо помнить об общих законах сказки и стараться соблюдать их. Например: Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.

При работе со сказками о животных учить объяснять особенности

внешнего вида и повадки животных.

Авторская сказка.

1. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение

и словах. Особенности сюжета (уход героев из дома, сказочная дорога, испытания, по

нового смысла.

2. Происходит знакомство с авторской сказкой классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

3. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

4. Общие мотивы в сказках разных народов. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций.

Социально бытовая сказка.

1. Позднее происхождение.

2. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных.

3. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально бытовая сказка.

Планируемые результаты

А теперь хочется остановиться на планируемых результатах. Если к концу 1 класса учащиеся должны иметь первоначальные представления о нравственных понятиях (доброты, сострадания, взаимопомощи, заботы о слабом, смелости и честности), то к концу 4 класса должны быть сформированы основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнении, понимания чувств других людей. Должен быть интерес к различным видам деятельности (создание своих небольших сочинений, инсценировок.)

Если регулятивные универсальные учебные действия первого класса - это осуществление действий по образцу, принятие позиции слушателя в соответствии с учебной задачей, то к концу 4 класса обучающиеся уже строят устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи. Проявляют инициативу при ответе и выполнении задания, а также поддерживают инициативу других.

Растут и предметные результаты в сравнении 1 и 4 классов:

Если дети 1 класса могли определять персонажей, отвечать на поставленные вопросы по содержанию, оценивать частично литературного героя, то в 4 классе должны выражать свою мысль, находить известные средства художественной выразительности. Свободно кратко и подробно пересказывать текст, анализировать сказки, распознавать черты волшебной сказки, бытовой, сказки о животных, особенности описания внешности, речи, поступков.

29.09.2019 19:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!