СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок изучение нового материала.
Цели урока:
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,словесный.
Оборудование:
Ход урока
Приветствие.
- Добрый день, дорогие ребята! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Речевая разминка.
- Итак, речевая разминка.
- Прочитайте это стихотворение все вместе. ( Слайд 2)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
3. Актуализация знаний.
- Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать? ( Слайд 3)
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
Когда В.В. Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.
- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)
- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. (Сова) ( Слайд 4)
5. Беседа о сове.
- Ребята, что вы знаете о сове?
Сообщение о сове. Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.
«А вы знаете?», что
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.
Интересно!
- А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке.
- Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами.
Определим порядок нашей работы!
(на партах у вас листочки, на которых записаны этапы нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А потом?
После каждого этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся карандаши зеленого и желтого цветов. (зеленого – справились, желтого – были затруднения)
5. Подготовка к восприятию нового материала.
- А теперь вернемся к нашей работе.
- В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение.
Утекает - |
убегает |
|
Кормовистый клевер - |
предназначенный для корма скоту. |
|
Цветень - |
пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. |
|
Хорониться - |
прятаться, таиться. |
|
Раздолье - |
много места. |
|
Как бы худа не вышло |
как бы беды не было. |
|
Пойло- |
питательное питье для скота. |
|
6. Первичное знакомство с произведением.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Назовите главных героев. (Старик и Сова)
- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)
- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?
Чтение произведения учащимися.
- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)
- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
?! Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или желтым цветом.
7. Физминутка «Сова».
- Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.
В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят. Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка-сова, Большая голова. (Изобразить большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
8. Анализ произведения.
- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:
- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)
- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)
- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)
- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)
- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)
- Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)
- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)
- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина. ( Написать на доске)
- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)
- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)
- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)
?! Анализ своей деятельности.
8. Закрепление.
Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149)
- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить. (работаем в паре)
Ученики читают по 1 предложению
Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.
(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)
!? Анализ своей деятельности
- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. Прочитаем пословицы.
- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?
(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)
- Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?
9. Итог урока.
- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
- Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)
- А как вы, дети, можете помочь природе?
!? Анализ своей деятельности
10. Домашнее задание (распечатать на карточках)
- Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки. Вы можете….
Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)
11. Рефлексия. Работа с совой.
- Ребята, покажите свои шарики. Со всеми этапами работы над произведением вы справились? Или были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли удалось сделать?
12. Оценивание.
- Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным? Что мы им поставим? А кому нужно еще немного поработать?
(Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)
- Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!
© 2023, Степанец Светлана Юрьевна 158