СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов

МБОУ «Большемогойская средняя

общеобразовательная школа»

Туришева Галия Кубаевна

Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не далась»,

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на TV, в кино, театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учебником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

Чтение, книга, - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря ширя – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращенную к нему, учится понимать о чем, что, кто и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:

  • Понимаю ли я автора?
  • Трудно мне или легко читать его произведение?
  • Нравится оно мне или нет?
  • Весело мне или грустно, когда я читаю?
  • Что бы сделал я в подобной ситуации?

Замечательно по этому поводу сказал Д.С.Лихачев: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом. делает вас мудрым. Но все это дается вам только, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.

Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:

  • ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем;
  • когда он откроет личный смысл в читаемом;
  • когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребенок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребенка, заставит задуматься о чем-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребенка как открытие чего-то нового лично для него.

Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?

Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»,

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтении как уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Значение понятия «интерес» в педагогической психологии очень свободное. Этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «понимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», 2желание» и «мотивация». В теории учения И.Герберта именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Мы возьмем за основу общепсихологическое определение интереса как эмоционального переживания познавательной потребности. Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. Ими были выделены следующие критерии:

  • возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность;
  • создание проблемных ситуаций;
  • разнообразие учебного материала;
  • опора на прежде усвоенные знания;
  • личное отношений учителя к предмету, его «живое», эмоционально окрашенное слово.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало это системы – в семье. Прежде всего ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 16 веке были написаны строчки:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге.

1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребенка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г.Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали»:

«Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».

2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира от реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?».

3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.

5. Последняя особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вчитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребенок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.

«Страна Литературия» - удивительная страна, куда попадают мои ученики, впервые переступив порог школы. Книжкино царство – мудрое государство. Здесь живут детские писатели XIX и XX веков. Они расскажут о своей биографии и творчестве для юных читателей. С портретов заглянут в детские глаза.

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится

Если ты выпустишь книгу из рук.

Здесь живут мудрые пословицы о книге.

«Книга – твой друг, береги ее!»

«С книгой жить – век не тужить».

«Кто много читает, тот много знает».

«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее».

«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

«Книга – твой друг, без нее, как без рук».

Встретятся правила обращения с книгой.

1. Не забывай возвращать книгу в библиотеку вовремя.

2. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.

3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.

4. Не перегибай книгу по корешку.

5. Не пиши и не рисуй в книге.

6. Не вырывай листы.

7. Не закладывай в книгу посторонние предметы.

Огромна по территория эта страна.

Познавательная область.

1 класс.

Родная школа, светлый класс,

Веселый круг друзей.

Как много впереди у нас

Счастливых школьных дней.

Любознательный край

2 класс

Мы без книги, как без рук,

Книга – это первый друг.

Ведь без книги как без света,

Как без доброго совета.

Увлекательная республика

3 класс

Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

Приключенческий автономный округ

4 класс

Книга все тебе расскажет,

С ней беседа не наскучит,

Край родной она покажет

И любить тебя научит.

И какая же страна без классной библиотеки. Ее нам помогают пополнять наши депутаты Совета МО «Володарский район»: Бидалиев Андрей Калиевич, Ажбаев Руслан Галимжанович; депутат Государственной Думы Астраханской области Дрыгин Борис Аркадьевич. Огромное им спасибо. Большое спасибо родителям.

Чтение – это нелегкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребенок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определенных навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя –найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приемы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них – это многочтение, такой прием, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения. ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственных литературных знаний для ответа на все новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит так, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЕТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.

Источник

Категория: Литература
14.10.2023 21:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!