СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература и кино

Нажмите, чтобы узнать подробности

В далеком 1928 году, на заре зарождения звукового кинематографа, историк литературы, литературный критик и литературовед Пётр Семёнович Коган писал: «Литература и кино несоизмеримы и даже несовместимы между собою. Материал первой – слово. Сила второго – в его «немоте». Тонкость Пушкина или Тургенева не передаваемы средствами кино. Соединить литературу и кино можно только, создав какой-то новый вид искусства». На мой взгляд, очень точное замечание. Можно ли сегодня утверждать обратное?

Не сомневаюсь, сегодня найдется много желающих опровергнуть это авторитетное мнение. И они по-своему тоже будут правы. Все чаще звучат слова с высоких трибун о взаимосвязи и даже симбиозе двух искусств. Литература и кино уже давно идут рядом. Можно смело утверждать, что не осталось практически ни одного произведения русской литературы, которое еще не экранизировали. Исключение составляет, пожалуй, только современная литература. Но дайте время, и её воплотят в кино.

Это, конечно, прекрасно – увидеть на экране облеченного в плоть любимого литературного героя или героиню. Тех, чей внешний облик зависел только от твоей собственной фантазии и замысла автора. Тех, кого ты уже одарил в воображении определенными чертами и привычками. Да, это прекрасно… Но при условии, что и режиссер прочел книгу с тем же упоением и восторгом или хотя бы просто внимательно и бережно отнесся к художественному тексту. Иначе… мир произведения, который с любовью создавался автором, разрушится. В результате – разочаровавшийся в кино читатель или, что еще хуже, разочаровавшийся в еще не прочитанной книге зритель.

Художественный фильм Сергея Герасимова, снятый по роману-эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон», до сих пор для меня является непревзойденным эталоном чистого, честного и очень бережного отношения к слову. Как режиссеру удалось передать на экране не только характеры, чувства и переживания героев, но и «опции», которые кино передать не в силах: запахи и тактильные ощущения? Запах речной воды во время купания коня, дуновение сухого ветра в степи, покалывание на щеках от первого снега – все это действительно ощущаешь на себе. Проверьте сами!

О мэтрах кино Сергее Бондарчуке и Никите Михалкове я могу сказать главное: их фильмы я всегда буду смотреть, потому что уважаю их режиссерскую точку зрения и доверяю им. И доверяю я им по очень простой причине: они выдающиеся читатели. А настоящий читатель никогда не нанесет вред любимому произведению и не обидит его автора. В их силах показать в кино, что проблемы, которые волновали писателя, может быть, сотню лет назад, на самом деле актуальны и сегодня. Это тоже мастерство читателя – увидеть современное в «делах давно минувших лет».

И вся-таки я придерживаюсь несовременного, пожалуй, сегодня мнения Петра Семеновича Когана. Для меня литература и кино – два совершенно разных вида искусства. Они могут идти рядом. И только. Чуть соприкасаясь, делясь друг с другом лучшим, но не замещая, не подменяя одно другим, тем более не сращиваясь. Ведь это прекрасно, иметь возможность быть чутким читателем, создавая собственный мир известной всем книги, и быть внимательным зрителем, иногда даже спорить с режиссером, сопоставляя свое видение с его представлением о героях. Именно в споре рождается истина.

20.11.2017 22:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП