СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов Текст № 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восстановите текст. Для этого:

1) вставьте вместо скобок подтверждения из указанных стихотворений (это не обязательно должны быть цитаты, можно использовать и пересказ);

2) сгруппируйте мысли в следующем порядке: сначала о сходствах меж­ду стихотворениями, затем – о различиях;

3) напишите вступление и заключение к тексту.

Герой (_____), погибая (_____), видит сон. Во сне ему грезится далёкое, но родное существо (_____).

Однако стихотворение «Сон» построено сложнее.

Следует обратить внимание не только на параллелизм смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонационные обороты (_____).

Таким образом, стихотворение «Сон», как и «На севере диком…», посвящено трагической для Лермонтова мечте – преодолению одиночества.

Между тем стихотворение «Сон» имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нём: (_____).

Первые части обоих стихотворений пейзажны. Пейзаж, нарисованный в них, на первый взгляд кажется противоположным (_____).

«На севере диком…» – сосна видит сон о пальме. Пальма – только сонное видение сосны. Своей собственной жизни, души она в стихотво­рении не имеет.

Таким образом, сюжет развёрнут два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини. Не только герой, но и его возлюбленная может быть сопоставлена с сосной – одинокой и страдающей от невозможно­сти контакта с другой одинокой душой.

Нагромождение камней, голых и не прикрытых растительностью, создаёт у Лермонтова всегда тягостный, злой пейзаж.

Каждое стихотворение можно разделить на две части.

Однако противопоставление севера и юга здесь не так важно, как общая черта этих пейзажей: природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая его сила (_____).

Вторая часть стихотворений начинается откровенной параллелью (_____).

Обратим внимание, что и в том и в другом стихотворении появляются горы (_____).

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 20–21.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Лермонтов М. Ю.

https://multiurok.ru/blog/liermontov-m-iu.html

Категория: Литература
15.07.2017 21:54


© 2017 294

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!