© 2017 264
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предлагаемое упражнение представляет собой фрагменты из статьи Л. Сусловой о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».
1) Дополните мысли (тезисы) исследователя доказательствами, опираясь на текст стихотворения.
2) Проведите анализ и других уровней стихотворения (лексического, фонетического).
3) Напишите, используя предложенные тезисы и найденные вами доказательства, связный текст, придумав переходы между разделами, а также вступление и заключение.
Синтаксис и интонация, строфика
Четыре строфы данного стихотворения – это многочленное сложноподчинённое предложение. Такие предложения, характеризующиеся полнотой и законченностью мысли, а также специфической интонацией, называют периодами.
Интонационно период делится на две части – повышение и понижение. В анализируемом стихотворении повышение охватывает три строфы, а понижение – четвёртую, заключительную.
Повышение характеризуется интонационным нарастанием, но и внутри строф есть интонационная градация (свои повышения и понижения). Она создаётся союзами.
Понижение мы видим лишь в одной, четвёртой строфе, но и здесь есть градация, также выраженная единоначатием и поддержанная союзами.
Предметный мир стихотворения, пространство и время
В первой строфе три предмета, три места, а следовательно, и три момента времени. Во второй строфе – один предмет, одно место, но два момента времени. В третьей строфе – классическое единство предмета, места и времени.
От первой строфы к третьей нарастает концентрация (от множества к единству) предметов, мест и моментов времени; возникает и усиливается одушевление, а затем и олицетворение природы.
События, действия, «сюжет» стихотворения
Одушевление и очеловечение природы, едва зародившись в первой строфе, усиливается во второй и достигает вершины в третьей.
В первой строфе природа представлена как объективная данность, она лишь созерцается лирическим героем. (Вообще в восприятии природы героем задействованы все органы чувств.) Но начало одушевления видим уже здесь.
Во второй строфе мы сталкиваемся уже с очеловечиванием.
В третьей строфе у природы появляется речь, она обращается к герою.
Четвёртая строфа содержит «ответную реакцию» лирического героя.
Поэтическая идея
Поэтическая идея выражается полностью в четвёртой строфе. Природа и общение с ней дают лирическому герою умиротворение и постижение счастья. Герой преодолевает исходное состояние одиночества, непокоя, тревоги и подключается к мировой гармонии.
Особого внимания требует последняя строчка стихотворения. Её можно прочитать и понять двояко, с логическим выделением двух разных слов (вижу или Бога).
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 21–22.
*
См.:
Карта сайта
Лермонтов М. Ю.
© 2017 264