СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов Текст № 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемое упражнение представляет собой фрагменты из статьи Л. Сусловой о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтею­щая нива…».

1) Дополните мысли (тезисы) исследователя доказательствами, опира­ясь на текст стихотворения.

2) Проведите анализ и других уровней стихотворения (лексического, фонетического).

3) Напишите, используя предложенные тезисы и найденные вами до­казательства, связный текст, придумав переходы между разделами, а так­же вступление и заключение.

Синтаксис и интонация, строфика

Четыре строфы данного стихотворения – это многочленное слож­ноподчинённое предложение. Такие предложения, характеризующиеся полнотой и законченностью мысли, а также специфической интонаци­ей, называют периодами.

Интонационно период делится на две части – повышение и пони­жение. В анализируемом стихотворении повышение охватывает три строфы, а понижение – четвёртую, заключительную.

Повышение характеризуется интонационным нарастанием, но и внут­ри строф есть интонационная градация (свои повышения и понижения). Она создаётся союзами.

Понижение мы видим лишь в одной, четвёртой строфе, но и здесь есть градация, также выраженная единоначатием и поддержанная союзами.

Предметный мир стихотворения, пространство и время

В первой строфе три предмета, три места, а следовательно, и три момента времени. Во второй строфе – один предмет, одно место, но два момента времени. В третьей строфе – классическое единство предмета, места и времени.

От первой строфы к третьей нарастает концентрация (от множества к единству) предметов, мест и моментов времени; возникает и усиливается одушевление, а затем и олицетворение природы.

События, действия, «сюжет» стихотворения

Одушевление и очеловечение природы, едва зародившись в первой строфе, усиливается во второй и достигает вершины в третьей.

В первой строфе природа представлена как объективная данность, она лишь созерцается лирическим героем. (Вообще в восприятии природы героем задействованы все органы чувств.) Но начало одушевления видим уже здесь.

Во второй строфе мы сталкиваемся уже с очеловечиванием.

В третьей строфе у природы появляется речь, она обращается к герою.

Четвёртая строфа содержит «ответную реакцию» лирического героя.

Поэтическая идея

Поэтическая идея выражается полностью в четвёртой строфе. Природа и общение с ней дают лирическому герою умиротворение и постижение счастья. Герой преодолевает исходное состояние одиночества, непокоя, тревоги и подключается к мировой гармонии.

Особого внимания требует последняя строчка стихотворения. Её можно прочитать и понять двояко, с логическим выделением двух разных слов (вижу или Бога).

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 21–22.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Лермонтов М. Ю.

https://multiurok.ru/blog/liermontov-m-iu.html

Категория: Литература
15.07.2017 21:59


© 2017 264

Рекомендуем курсы ПК и ПП