СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – молоком, солью и направлением Зенарт (дудлинг, зентангл,зендала, зендудлинг);

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Оборудование: дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей ПВА, мокрые салфетки на каждого педагога; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования», CD – проигрыватель, проектор, ноутбук, флешь – носитель.

Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер – класса:

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству».

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать.

1.Рисование на молоке.

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:

— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

— разведенные в воде пищевые красители;

— плоская тарелка или неглубокий лоток;

— жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.

И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.

Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

2. Рисунок по соли.

Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка».

Не всегда человек может быстро и с легкостью овладеть какой-то техникой рисования и создавать действительно красивые композиции. Рисование в технике «дудлинг» дает такую возможность каждому, независимо от его возраста, талантов, способностей к искусству.

В мире техника рисования дудлинг в настоящее время весьма популярна. Картины, нарисованные в этом стиле, повсеместно используются как элемент декора.

Итак, что же такое дудлинг, и как научиться рисовать с его помощью?

3. Дудлинг — это полет фантазии, то, что принято называть воображением. В переводе с английского языка, дудлинг – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек, штришков, зигзагов и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Рисунок в данном стиле не всегда начинается с четких проработанных планов, строго говоря, художник может и не знать, во что его творение выльется в результате. Но в этом и есть вся суть дудлинга. Начало красивой картины может быть положено из простого овала в центре листа. А дальше — вам на помощь придет воображение! Вы рисуете то, что вам приходит в голову!

Это под силу каждому ребёнку! Это очень легко. Из таких маленьких элементов потом складываются красивые, сложные картины. Еще одним плюсом данного вида творчества, является возможность хорошего эмоционального, умственного отдыха. Вам не нужно напрягать мозг, придумывая сложные композиции — воображение сделает все за вас! Это хороший способ улучшить память, снять стресс, поднять настроение и дать толчок развитию творческих способностей.

Многие современные художники называют рисование в стиле дудлинг – своеобразной медитацией, дающей эмоциональную разгрузку.

Практическая часть.

Перед рисованием обязательно примите удобную позу, потянитесь, постарайтесь расслабиться.

  1. Рисуем рисунок карандашом.
  2. Обводим гелевой ручкой или маркером.
  3. Ластиком убираем карандаш.
  4. Делим рисунок на зоны.
  5. Зоны заполняем узорами.
  6. Оформляем наши рисунки ( заполняем пространство).

Сегодня очень популярным становится и техника рисования: зентангл.

Эта техника уникальна тем, что не имеет ограничения в возрасте. Так рисовать могут и малыши, и взрослые люди. Итак, что же это за техника?

Зентангл. В переводе zen — уравновешенность и rectangle — прямоугольник. Эта техника подобна дудлингу, но в отличии от последнего более осознанной. Для рисования в этой технике используются квадраты размером 9х9 см, которые называют плитками или танглами.

Внутри такого квадрата — рисунок.

Или этот квадрат делят на сегменты и каждый сегмент заполняют разнообразными элементами (фигурками, линиями, точками и пр.)

Лучше всего подходят специальные маркеры-лайнеры, которые рисуют насыщенными черными линиями и подходят практически для любой поверхности. Однако вы можете использовать черные гелевые ручки.

Эта техника рисования подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

  • создает выраженный терапевтический эффект;
  • способствует релаксации;
  • приносит вдохновение;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • избавляет от стресса и негативных эмоций;
  • спасает от бессонницы;
  • улучшает внимание;
  • помогает «перегрузить» мозг.

Практическая часть.

Перед рисованием обязательно примите удобную позу, потянитесь, постарайтесь расслабиться.

Возьмите карточку. В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.

Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей.

Под расслабляющую музыку педагоги рисуют свои зентанглы

Классический зентангл выполняется так:

1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.

2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.

3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings, чтобы разделить область рисунка на секции.

4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.

Если эти две техники ( Зентангл и Дудлинг) соединить вместе, получится Зендудлинг. Эта смесь подходит для детей просто идеально. Можно взять раскраску и попросить малыша заполнить это изображение простыми маленькими фигурками. А после этого раскрасить их. Или немного сложнее задача: разделить рисунок на несколько частей и попросить заполнить каждую своим узором.

Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

Зендала – рисование узоров в круге. Эта техника универсальна. Она станет прекрасным досугом как для детей, так и для взрослых. Рисовать можно ручками и цветными карандашами.

    1. Зарисовку начинаем создавать с серединки. Нарисуйте посреди листа сердечко, точку или кружок.
    2. Далее проводим сначала один круг, а за ним сразу второй.
    3. Пространство между окружностями заполняем орнаментом, например, треугольниками, спиральками, линиями, которые могут быть не только ровными, но и волнистыми и т.д.
    4. Снова делаем круг и заполняем уже новую свободную полоску элементами другого типа.
    5. Повторяем инструкцию, начиная со второго пункта, пока вся картинка не приобретёт желаемый результат.

Импровизация в данном случае приветствуется.

Подведение итогов:

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Каждая из этих техник – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Подводя итог сегодняшнего мастер-класса, я надеюсь, вам было интересно, вы узнали для себя много нового, и непременно будете применять полученные знания и умения на практике.

Спасибо за внимание!

До свидания!

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.- М., 2007.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

Используемые интернет - ресурсы:

ttp://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/kak-my-risovali-penoj.html

https://www.babyblog.ru/community/post/education/1711457

http://vk.com/wall-2756772_88621

http://www.supersadovnik.ru/masterclass.aspx?id=1113

http://mamamozhetvse.ru/igry-s-penoj-dlya-britya.html

http://moreidey.ru/tvorcheskie-igryi/risovanie-penoy-dlya-britya.htm

https://www.babyblog.ru/user/Liolik33/9194

http://magicaldecor.ru/puhlyie-kraski

15.12.2022 22:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!