СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Цель мастер-класса:

Оказание практической помощи родителям по формированию навыков проведения звукового анализа слов

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений у родителей о методах и приемах обучения детей звуковому анализу слова.

2. Показать практические приёмы по использованию игр и упражнений, направленных на развитие навыка звукового анализа слов.

Планируемые результаты:

участники мастер-класса

- получат знания об основных этапах и правилах проведения звукового анализа;

- смогут использовать приобретенные знания и приемы в совместной деятельности с детьми дома

- у участников повысится заинтересованность в процессе обучения детей грамоте.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Одним из разделов является Звуковой анализ слов

Не только дети, но и взрослые испытывают трудности при выполнении звукового анализа.

Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ – это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности. Он базируется на устойчивом фонематическом восприятии.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

-определение количества звуков в слове;

-определение места звука в слове.

- выделение отдельных звуков,

-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки).

Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Для ЗАС используются цветные карточки( квадраты, круги)

Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи прищепок, мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, можно использовать игры и игровые упражнения.

Предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них.

1. «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. «Назови первый (последний) звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

3. «Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

4. «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

5. «Звуковой поезд»или «Найди место звука в слове». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место, какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звукслышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

6. «Ребус»

Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив их вместе, малыш получает новое слово.

7. «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

8. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Теперь можно приступать к звуковому анализу слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся и дать им качественные характеристики.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «кот» три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован кот, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под картинкой – схема слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». – «А сколько звуков в слове«Тоже три». – «Давай будем эти звуки искать. Произнеси мне слово «кот» так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет – научился на первом этапе обучения. «К-кот», – старательно произносит малыш. – «Какой первый звук«К». – «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?» – «К». - «Каким цветом обозначишь на схеме?» - «Синим».

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «кот». Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово "кот" так, чтобы услышать в нем второй звук, первый "к" – мы уже знаем». Помогите ребенку, скажите вместе с ним «ко-о-от».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «Ко-о-от». «Какой же второй звук в этом слове«О!»«Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой «Каким цветом обозначишь этот звук

«Красным». – «Почему?» - «Это гласный звук, мы его тянем и поем!»

«Видишь, – продолжаете вы, – мы уже знаем два звука в слове "кот". Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово "кот" так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Кот-т-т». «Какой последний звук в слове "кот-т-т"?»«Т-т», – отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку синего цвета, предварительно объяснив свой выбор. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, – говорите вы, – я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук «к» (работа проводится со всеми звуками).

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна – первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна – е.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова КИТ (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слова).

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

И в дополнение, если вы учите детей читать дома.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех,

31.03.2025 17:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП