СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей дошкольников – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013г.[1] качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Современный этап развития системы образования, а также новые достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблему повышения эффективности процесса обучения и становления ребенка как активного его участника. В этой связи важное значение приобретают вопросы формирования математических знаний у детей с нарушением речи. Дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.

Успехи ребенка в школе во многом определяются его подготовленностью к обучению в ней. Для дошкольников с нарушениями речи решение этих вопросов имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации детей данной категории. В контексте образования область «Познавательное развитие» выступает именно как предмет общего обучения, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Неисчерпаем и развивающий потенциал математики в процессе формирования личности, — вносит заметный вклад в становление характера каждого индивида, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира. Главной общеобразовательной задачей обучения математике остается — добиваться овладения детьми системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Проблема профилактики, ранней диагностики и коррекции нарушений счетных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, так как успешное овладение счетом и счетными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания.

Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь, которая, включаясь в структуру формирования и развития функций счета, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой — как организатор деятельности счета. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную (речевую) организацию практического задания.

Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело использовать имеющиеся знания, включать их в более сложную деятельность. Представления о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов.

Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно (рассеяно). Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.

Характеризуя восприятие времени дошкольниками этой категории, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Однако, дети с нарушениями речи не могут строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, оценивать время с разных сторон. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

Учитываются следующие важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:

• личностно-развивающую направленность ОД;

•обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;

• развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия;

• соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития;

• особенности общего и речевого развития дошкольников с ОНР (З. А. Михайлова).

В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий-узкий», «толстый-тонкий». Проявляют сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Для дошкольников с нарушениями речи характерны копирование рисунка справа налево, зеркальное письмо, неточное расположение фигуры либо её деталей в пространстве. У дошкольников с речевыми нарушениями затруднены формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, формирование счетных навыков, понимание последовательности счета, поэтому работа по развитию математических представлений у этих детей с использованием рекомендаций программ, созданных для детей массовых детских садов, часто практически невозможна.

1.2.Принципы работы по формированию элементарных математический

представлений у детей с нарушениями речи

В основу формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи были положены следующие принципы:

  1. Принцип деятельностного подхода. Предполагает учет ведущей деятельности ребенка данного возраста в логопедической работе.
  2. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  3. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  5. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  6. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Успешность овладения счетной деятельностью зависит от сформированности информационной, планирующей и регулирующей функций речи. Доказано, что речевые нарушения значительно осложняют овладение счетной деятельностью. Для детей с речевой недостаточностью характерны затруднения в определении пространственного положения предметов, в целостности их восприятия и изображения, в сравнении, сопоставлении предметов, в определении сходства и различия между ними, в овладении сенсорными эталонами.

Установлено, что овладение счетными операциями представляет собой сложный психологический процесс. Необходимым условием успешного овладения счетной деятельности является сформированность следующих вербальных и невербальных психических функций: сенсорного развития; ориентировки в пространстве и времени; зрительной памяти; мелкой моторики рук; координации перцептивно-моторных функций; зрительного и слухового восприятия; сукцессивного и симультанного анализа и синтеза; мыслительных действий и речи во всех ее аспектах. Несформированность этих психических функций может привести к появлению специфических, стойких и сложных нарушений в овладении счетными операциями - дискалькулиям.

Изучение литературы по проблеме исследования показало, что в структуре симптомокомплекса нарушений формирования счетных операций, обусловлено недостаточной сформированностью следующих вербальных и невербальных психических функций: зрительного гнозиса; пространственного восприятия; ручной моторики; временных представлений; сукцессивных и симультанных способностей; памяти; логических операций; импрессивной и экспрессивной речи.

Логопедическая работа по профилактике нарушений элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями речи включала в себя следующие направления воздействия: формирование вербальных предпосылок овладения счетными операциями; формирование математических знаний, умений и навыков. Содержание логопедических занятий определялось степенью дефицитарности психических функций, обеспечивающих овладение счетной деятельностью, индивидуальными особенностями детей.

Результаты обучения показывают обоснованность целенаправленной логопедической работы, выявление потенциальных возможностей совершенствования- комплексного логопедического воздействия по профилактике дискалькулии у дошкольников с нарушениями речи. Эффективность разработанного комплекса логопедических методик подтверждается качественными и количественными изменениями по всем исследуемым функциям, динамикой: их роста от констатирующего к обучающему эксперименту, более низкой, после опытного обучения, степенью выраженности риска возникновения, дискалькулии у детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция развития математического образования РФ (24.12.2013г.)
  2. ФГОС дошкольного образования
  3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л. Б. Беряева, С. Ю. Кондратьева ‒ СПб.: КАРО, 2007. ‒ 288с.
  4. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). ‒СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена. 2002.
  5. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трёх до семи / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 176с.
  6. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 128с.
  7. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика. Освоение математических представлений / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 208с.
  8. Моргачёва И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачёва ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 212с.
  9. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 187с.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 624с.
  11. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4-5 и 5-6 лет) ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 448с.

  1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет) ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 456с.
  2. Нищева Н. В. Играйка 13. Соображайка. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представленией у старших дошкольников ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 156с.
  3. Новикова В. П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет / В П. Новикова, Л.И Тихонова «Мозаика синтез», 2015. - 72 с.
  4. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать: книга для работы взрослых с детьми / Р. Г. Чуракова; под ред. О. А. Захаровой. ‒ М. : Академкнига / Учебник, 2015. ‒ 96с.

[1] Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013г.

11.10.2017 16:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП