СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Театрализованная деятельность в организации учебно – воспитательной работы с детьми с нарушением речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Театрализованная деятельность в организации

учебно – воспитательной работы с детьми с нарушением речи»

«Театр – это волшебный край,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир»

С.И.Мерзлякова «Волшебный мир

театра»

Каждый педагог задается вопросам: «Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?»

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Мы организовываем театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включаем в занятия по познавательному и речевому развитию, физическому развитию и в художественно – эстетической деятельности.

Утром в нашей группе проводятся различные виды гимнастик: утренняя зарядка, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая. Организовывается утренняя зарядка. Имитация отдельных действий человека, движений разных объектов, животных и птиц помогает детям быстрее и точнее освоить движения, лучше их координировать.

Упражнения таких гимнастик даже носят имитационные названия: «Лягушка», «Лошадка», «Паровоз», «Трубочка», «Вкусное варение», «Качели» и т.д.

Велика роль театрализованных игр в речевом развитии ребёнка. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. Это может быть сказочный или литературный персонаж, персонаж мультфильма, животное, фантазийный персонаж; который является соведущим занятия. Герой либо учит малышей, либо от его имени даются задания детям. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Так, в НОД по обучению правилам дорожного движения принимали участие такие персонажи как Светофоша( он знакомил детей с основными ПДД) и Незнайка(который, под видом своих ошибок, проверял, как дети усвоили материал). Во время тематической недели «Посуда» дети вдруг превращались в посуду, убегающую от Федоры.

Театрализованная игра используется на за­нятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение, развивающие фантазию и воображение детей.

Ещё один вариант театральной игры во время проведения НОД -это принятие на себя определённой роли. Во время НОД по формированию математических представлений дети принимали на себя роль строителей и по «чертежам» строили замок, космонавты – рассчитывали место посадки ракеты, решая примеры, продавцы –сравнивали овощи по весу и давали сдачу покупателям, не замечая, как запоминают состав числа. На занятиях по физическому развитию дети превращались и в путешественников, и в гребцов, и в персонажей целой физкультурной сказки.

Знакомый, но не исчерпаемый приём, когда взрослый принимает роль на себя. Костюмы и декорации только усиливают воздействие на детей и оставляют неизгладимые впечатления. Из любимого, но наставника, педагог превращается в равноправного участника игры. Это выводит взаимоотношения участников на качественно новый уровень и открывает практически неограниченные возможности для воспитания, обучения, коррекции и раскрытия потенциала ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Во время режимных моментов мы тоже активно используем татрализованные игры. Это игровые ситуации на прогулке, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, рисование на свободную тему, строительные игры с драматизацией. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельные театрализованные игры детей.

В нашей группе создана зона для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: различные виды театра(пальчиковый, варежковый, би-ба-бо, магнитный, на ложках, теневой, на фланелеграфе, на футляре от киндер –сюрприза и т.д), разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», картотека аудиозаписей литературных и музыкальных произведений для детей. В театральном уголке организованна костюмерная и подобраны необходимые атрибуты. Имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика. Яркие книги с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей.

Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную игру оказывать позитивное влияние на детей, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Необходимо отметить,ч то эта работа проводиться в тесном контакте с музыкальным руководителем, учителем – логопедом и родителями.

Таким образом, театрализованные игры очень увлекают детей нашей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов. В этом процессе не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Театрализованные игры- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. В процессе театрализованных игр у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Современные исследователи констатируют, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.

Театрализованные игры учат детей быть творческими личностями, способны

ми к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу

необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в

современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Используемые ресурсы:

http://dohcolonoc.ru/stati/11064-rol-teatralizovannoj-deyatelnosti-v-razvitii-detej.html

http://ds11.detkin-club.ru/editor/14/files/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B2015/81978b6a405b095be025c28058ba2a8c.pdf

http://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-teatralizovanoi-dejatelnosti-dlja-razvitija-doshkolnikov-sobschenie-st-vospitatelja.html

http://www.syl.ru/article/202000/new_teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-i-ee-organizatsiya

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/04/21/konsultatsiya-dlya-vospitateley-organizatsiya-neposredstvenn

http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput83.htm

· "Театрализованные игры" Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

· "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" Ламинская Г. А.

· Артемова Л. В. Театрализованые представления дошкольников. 1991.

· Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.

08.12.2020 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!