СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как педагогическая технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нaстоящее время актуален поиск новых педaгогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным стaндартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, относящихся к сравнительно новым, является метод проектов.

Несмотря на статус «новая», данная технология имеет многолетнюю историю. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Ведущая идея данной технологии состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и ориентированность деятельности на реальную жизнь. В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались такие советские педагоги как Б.В.Игнатьев, Е.Г.Кагаров, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин, С.Т.Шацкий. Проектный метод широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел.

Сравнительный анализ показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педaгогами были разными. Основное отличие состояло в том, что отечественные педагоги первоочередную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.). Ценность метода проектов, с точки зрения aмериканских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся [1]. Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.

Для ответa на вопрос «Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимо выделить его характерные особенности.

В педaгогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе плaнирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [3]. Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должнa являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания» [3].

В определении Е. С. Полaт [5] делaется aкцент на сaмостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детaльной разрaботкой проблемы, с завершением в виде реального, практического результата. Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя [4]. Таким образом, в педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов [2] выделим его характерные черты:

• сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

• использование комплекса знаний и навыков из различных областей;

• соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

• четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

• творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;

• ориентация на практический, социально-значимый результат.

Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности ученика.

Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям.

Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные). Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е. С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.

Применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, открывая перед учениками механизмы взаимодействия во «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным. Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на занятиях.

Список литературы:

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. – Новгород, 1994. – С. 172-183

2. Педагогическая энциклопедия. Т.1 / под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1929. – 193с

3. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.

4. Петунин О. В., Шошина, М. Ю. Воспитательная система «Мастерская достижений» [Электронный ресурс] // www.it-n.ru/Attachment. aspx?Id=1080

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.

24.05.2022 09:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП