СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Метод сказкотератии при работе со страхами и тревожностью у дошкольников»
«Сказкотерапия-древнейший метод
практической психологии и один
из молодых методов в современной
научной практике»
Гнездилов А.В
«Авторская сказкотерапия»
Кто из нас в детстве не любил слушать сказки? Мы не переставали просить почитать на ночь любимую сказку маму, бабушку, старшую сестру или кого-то другого.
Слушая сказки, мы переживали за колобка, жалели зайца, за которым охотилась лиса, и представляли себя в роли сказочных героев. Мы фантазировали, а став постарше даже придумывали новый конец сказке, тот который нам больше нравился.
На примере сказочных героев, мы учились главному- победе добра над злом.
Сказка может утешить, может чему-то научить и даже помочь изменить себя к лучшему. Вот такая она - сказочная «психотерапия».
В своей работе я использовала сказкотерапию в качестве одного из методов для снятия тревожности и избавления от страхов у дошкольников и младших школьников.
Часто детские страхи рождаются на фоне хорошо развитого воображения. Его же (воображение) мы призвали на помощь для избавления от уже имеющихся страхов.
Работа велась как с помощью существующих сказок: проигрывая их, меняя конец сказки, если он по каким-то причинам (опять же «терапевтическим»), он нам не нравился, а также сочиняли полностью свои сказки.
Пример работы с придуманной сказкой.
Миша, 6 лет. Боится спать ночью один.
Во время первой встречи, после установления контакта и создания доверительной атмосферы рассказал, что ночью в углу его комнаты сидит страшное «что-то». Описать его точно мальчик не смог. Каждый раз, начиная рассказывать, приписывал ему новые и новые черты. Очевидно, что так работали его фантазия и воображение.
Со слов мамы, мальчик просыпался ночью, звал ее, а когда она заходила в комнату и включала свет, он видел, что в углу никого нет, и успокаивался.
Ситуация часто повторялась, поэтому мама решила обратиться к психологу.
Работу с мальчиком я решила проводить с помощью сказкотерапии. Вместе мы придумали «Сказку про потерявшегося «Что-то»
Жил-был на свете маленький «Что-то». Он жил в лесу со своими родителями.
Однажды мама с папой подарили ему воздушный шарик. Он взял шарик и пошел гулять. Вдруг поднялся сильный ветер, подхватил маленького «Что-то» и унес его далеко от родного дома.
Когда ветер стих, маленький «Что-то» опустился на землю и пошел вперед. Он шел и плакал, звал своих маму и папу. Вдруг увидел незнакомый дом. Так как при дневном свете он был не виден, маленький «Что-то» легко попал в этот дом. Там жил мальчик Миша со своими родителями.
Маленький «Что-то» спрятался в Мишиной комнате. Ночью он сидел в углу, боялся и тихонько плакал. Он очень хотел вернуться к себе домой. А днем, устав плакать, засыпал.
Миша часто боялся спать один в комнате, но родители говорили, что он уже взрослый и не должен бояться. Но он все равно боялся и если просыпался ночью, то звал маму. И вот однажды Миша вдруг проснулся и увидел в углу своей комнаты «Что-то».
Сначала мальчик испугался, а затем, увидев что маленький «Что-то» плачет и совсем не страшный, Миша спросил у него кто он? И почему плачет?
«Что-то» рассказал ему свою печальную историю про то, как он улетел на воздушном шарике из своего леса, потерялся и очень хочет опять домой.
Миша пожалел маленького «Что-то» и подумал: «Если он прилетел сюда на воздушном шарике, то и обратно может попасть так же».
Дома у Миши был воздушный шарик, поэтому он тут же предложил маленькому «Что-то» лететь домой на шарике. Он очень обрадовался и сразу согласился.
Маленький «Что-то» улетел к себе домой, а Миша был очень рад тому, что смог ему помочь.
Больше никогда Миша не боялся спать один, и если даже он просыпался ночью, то не звал маму. Ведь он знал, что пугаться было нечего.
Работая с Мишей над избавлением от страха, мы также в комплексе использовали другие методы, такие как арт-терапию. Мы рисовали его страх, придавая ему смешной и жалобный вид, как у маленького «Что-то» из нашей сказки; разыгрывали ролевую игру. В конце игры надували шар и привязав к нему рисунок, выпускали его. Миша смотрел, как шар улетает.
Результат от проведенной работы появился достаточно быстро. Мальчика перестали мучить страхи. Он стал спокойнее и больше не звал маму по ночам.
Все вышеописанные методы в комплексе помогли справиться с поставленной задачей. Но, все же считаю, что решающую роль в коррекционной работе сыграл метод сказкотерапии.
Психолог -психолог
Фирсова Татьяна Валерьевна
© 2022, Фирсова Татьяна Валерьевна 127