СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод сказкотератии при работе со страхами и тревожностью у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Метод сказкотератии при работе со страхами и тревожностью у дошкольников»

«Сказкотерапия-древнейший метод

практической психологии и один

из молодых методов в современной

научной практике»

Гнездилов А.В

«Авторская сказкотерапия»

Кто из нас в детстве не любил слушать сказки? Мы не переставали просить почитать на ночь любимую сказку маму, бабушку, старшую сестру или кого-то другого.

Слушая сказки, мы переживали за колобка, жалели зайца, за которым охотилась лиса, и представляли себя в роли сказочных героев. Мы фантазировали, а став постарше даже придумывали новый конец сказке, тот который нам больше нравился.

На примере сказочных героев, мы учились главному- победе добра над злом.

Сказка может утешить, может чему-то научить и даже помочь изменить себя к лучшему. Вот такая она - сказочная «психотерапия».

В своей работе я использовала сказкотерапию в качестве одного из методов для снятия тревожности и избавления от страхов у дошкольников и младших школьников.

Часто детские страхи рождаются на фоне хорошо развитого воображения. Его же (воображение) мы призвали на помощь для избавления от уже имеющихся страхов.

Работа велась как с помощью существующих сказок: проигрывая их, меняя конец сказки, если он по каким-то причинам (опять же «терапевтическим»), он нам не нравился, а также сочиняли полностью свои сказки.

Пример работы с придуманной сказкой.

Миша, 6 лет. Боится спать ночью один.

Во время первой встречи, после установления контакта и создания доверительной атмосферы рассказал, что ночью в углу его комнаты сидит страшное «что-то». Описать его точно мальчик не смог. Каждый раз, начиная рассказывать, приписывал ему новые и новые черты. Очевидно, что так работали его фантазия и воображение.

Со слов мамы, мальчик просыпался ночью, звал ее, а когда она заходила в комнату и включала свет, он видел, что в углу никого нет, и успокаивался.

Ситуация часто повторялась, поэтому мама решила обратиться к психологу.

Работу с мальчиком я решила проводить с помощью сказкотерапии. Вместе мы придумали «Сказку про потерявшегося «Что-то»

Жил-был на свете маленький «Что-то». Он жил в лесу со своими родителями.

Однажды мама с папой подарили ему воздушный шарик. Он взял шарик и пошел гулять. Вдруг поднялся сильный ветер, подхватил маленького «Что-то» и унес его далеко от родного дома.

Когда ветер стих, маленький «Что-то» опустился на землю и пошел вперед. Он шел и плакал, звал своих маму и папу. Вдруг увидел незнакомый дом. Так как при дневном свете он был не виден, маленький «Что-то» легко попал в этот дом. Там жил мальчик Миша со своими родителями.

Маленький «Что-то» спрятался в Мишиной комнате. Ночью он сидел в углу, боялся и тихонько плакал. Он очень хотел вернуться к себе домой. А днем, устав плакать, засыпал.

Миша часто боялся спать один в комнате, но родители говорили, что он уже взрослый и не должен бояться. Но он все равно боялся и если просыпался ночью, то звал маму. И вот однажды Миша вдруг проснулся и увидел в углу своей комнаты «Что-то».

Сначала мальчик испугался, а затем, увидев что маленький «Что-то» плачет и совсем не страшный, Миша спросил у него кто он? И почему плачет?

«Что-то» рассказал ему свою печальную историю про то, как он улетел на воздушном шарике из своего леса, потерялся и очень хочет опять домой.

Миша пожалел маленького «Что-то» и подумал: «Если он прилетел сюда на воздушном шарике, то и обратно может попасть так же».

Дома у Миши был воздушный шарик, поэтому он тут же предложил маленькому «Что-то» лететь домой на шарике. Он очень обрадовался и сразу согласился.

Маленький «Что-то» улетел к себе домой, а Миша был очень рад тому, что смог ему помочь.

Больше никогда Миша не боялся спать один, и если даже он просыпался ночью, то не звал маму. Ведь он знал, что пугаться было нечего.

Работая с Мишей над избавлением от страха, мы также в комплексе использовали другие методы, такие как арт-терапию. Мы рисовали его страх, придавая ему смешной и жалобный вид, как у маленького «Что-то» из нашей сказки; разыгрывали ролевую игру. В конце игры надували шар и привязав к нему рисунок, выпускали его. Миша смотрел, как шар улетает.

Результат от проведенной работы появился достаточно быстро. Мальчика перестали мучить страхи. Он стал спокойнее и больше не звал маму по ночам.

Все вышеописанные методы в комплексе помогли справиться с поставленной задачей. Но, все же считаю, что решающую роль в коррекционной работе сыграл метод сказкотерапии.

Психолог -психолог

Фирсова Татьяна Валерьевна

Категория: Психологу
17.04.2022 11:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!