СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Куйбышевский медицинский техникум»

Методическая разработка лекционного занятия

ПМ: 04/07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Тема: Теоретические основы сестринского дела. История развития сестринского дела в России.

Подготовил преподаватель:

Арсланова Юлия Андреевна

2019 год

Тема: Теоретические основы сестринского дела. История развития сестринского дела в России.

Цели:

  1. Дидактические: Ознакомить студента с темой: «Теоретические основы сестринского дела. История развития сестринского дела в России.», раскрыть необходимость изучения данной темы для дальнейшей практической деятельности студентов, изучить материал по данной теме. ПК 4.1.(4.7.) Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 4.2.(4.2.) Соблюдать принципы профессиональной этики.
  2. Развивающие: Развивать интерес к будущей профессии, познавательную деятельность, логическое мышление, умение наблюдать. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  3. Воспитательная: Воспитывать сознательное отношение к учебе, любовь к будущей профессии, трудолюбие, активность, наблюдательность, нравственность, самостоятельность. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Студент должен знать: Основные требования, предъявляемые к сестринскому делу, понятие сестринское дело, в чем заключается отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача, каковы главные цели сестринского дела, какие задачи решает сестринское дело, кто был основоположником сестринского дела, как создавались сестринские общины, кто сыграл важную роль в развитии сестринского дела в России.

Место проведения: лекционный кабинет №25.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Оснащение занятия:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: методические разработки для студентов.

Технические средства обучения: Телевизор, DVD.

Электронные ресурсы: (мультимедийные презентации, видео)

Межпредметные связи: ОГСЭ.02.История, ОП.09. Психология, ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Литература: И.Х.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева и др. «Основы сестринского дела» - страницы 3-24.

Сайт http://zodorov.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html статья «История сестринского дела».

План проведения занятия:

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент

5 мин

2.

Мотивация

5 мин

3.

Формирование новых понятий

60 мин

4.

Подведение итогов занятия

10 мин

5.

Рефлексия

8 мин

6.

Задание на дом

2 мин

Теоретическая часть

Тема: Теоретические основы сестринского дела. История развития сестринского дела.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, наука и искусство, специфическая профессиональная деятельность, направленная на решение уже существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды.

Сестринское дело не имеет ограничений по национальности, расовым признакам, возрасту, полу, политическим и религиозным убеждениям, социальному положению. Потребность в сестринском деле уникальна, необходима человеку от рождения до смерти.

Основными целями сестринского дела являются:

  • объяснение населению и администрации лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
  • развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;
  • выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Сестринское дело решает следующие задачи:

  • развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
  • консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
  • ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
  • разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
  • осуществление консультативной сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации: ведение санитарно-просветительской и профилактической работы; проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
  • создание стандартов качества сестринской помощи.

Функции медицинской сестры.

Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ — ЕЕМОМ. Данный проект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, предоставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциальных проектах в странах — членах международного сообщества. Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства. связанные с реабилитацией, психологической поддержкой чело- пека или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осуществляется в рамках сестринского процесса. Осуществление сестринского ухода включает в себя: оценку потребностей человека и его семьи; выявление потребностей, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству; определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству; планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привлечение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу; использование принятых профессиональных стандартов. Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персонала — включает: оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья; подготовку и предоставление нужной информации на соответствующем уровне; помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков. Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента, — в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять должного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицинскими работниками в планировании и организации ухода за больным. Четвертая функция — развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности — также только начинает реализовываться.

Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качественно новый уровень медицинской помощи населению путем эффективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения. Таким образом, стратегия сестринской практики должна соответствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обеспечивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую практику.

Медсестра несёт ответственность перед обществом в т. ч. перед пациентом, в свою очередь общество несет ответственность перед медсестрой, признавая важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует, поощряет ее деятельность посредством издания законодательных актов. Медсестра действует из принципа не причинения вреда пациенту, уважения его права на самостоятельность. Она должна уметь сотрудничать, быть преданной профессии.

Когда и как появилось сестринское дело как понятие и как практическая деятельность по уходу за больными?

Ознакомление с рядом историко-медицинских работ отечественных и зарубежных авторов позволило сделать вывод о том, что сестринское дело старше медицины и цивилизации. Это материалы палеопатологического характера, выявленные при археологических раскопках и свидетельствующие о том, что люди мустьерского времени (около 100 тыс. лет до н.э.) выжили после переломов, ран, ритуальных трепанаций благодаря выхаживанию. Как специальность сестринское дело сформировалось в середине XIX в., почти одновременно в России и на Западе, а к концу XX в. в США и других странах достигла расцвета.

В развитии сестринского дела в странах Европы в XIX веке большую роль сыграла деятельность выдающейся личности, англичанки Флоренс Найтингейл (1820-1910).

Флоренс в 1851 году поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера в Германии, где и получает сестринское образование. Через два года Флоренс занимает пост заведующей больницей для учительниц в Лондоне. Во время эпидемии холеры в Лондоне, она работает сестрой милосердия в холерной больнице. Имя Флоренс Найтингейл приобретает известность, и ей предлагают заведовать Королевской больницей, но начавшаяся Крымская война (1853-1856) изменила ее планы. В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые возрастали из-за плохой организации военно-медицинской службы. Поэтому, военное министерство искало опытного, знающего человека с организаторскими способностями, которому можно было доверить возглавить отряд медицинских волонтеров. Таким человеком и оказалась Флоренс Найтингейл. Она лично отобрала 38 будущих сестер милосердия и отправилась с ними в английский госпиталь в Скутари (Турция). Отважных женщин ожидала страшная картина: прогнившие, грязные бараки, кишащие паразитами тюфяки, нехватка белья и перевязочного материала, отсутствие топлива. Более 2000 раненых лежали вповалку на прогнивших нарах, больные тифом и холерой не были изолированы от других больных и раненых. Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство госпиталя, за обеспечение в военно-полевых условиях максимально эффективного санитарного режима и сестринского ухода. Они добились снижения смертности с 42% до 2%. По ночам повсюду мелькал огонек Флоренс Найтингейл. Прозванная солдатами «Женщиной со светильником» она не отходила от больных и раненых. К концу войны под руководством Флоренс работало уже 125 сестер милосердия. После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на свои деньги поставила на высокой горе над Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и медицинских сестрах. После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в медицине, но уже на другом уровне. Она пишет много книг и статей о назначении, роли, деятельности и подготовке сестер. Выходят в свет такие работы как «Заметки о госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за больными» и многие другие, которые получают восторженную оценку медиков и в настоящее время. Много времени и сил отдавала Флоренс делу подготовки медицинских сестер. В 1860 году по инициативе Найтингейл в Лондоне при больнице Святого Фомы была открыта испытательная школа для сестер милосердия. В течение 27 лет этой школой руководила подготовленная Флоренс квалифицированная медицинская сестра. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили составленную Найтингейл торжественную клятву, где были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью».

Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия. Медалью с ее изображением награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. В 1934 году Международный Совет медицинских сестер совместно с Лигой обществ Красного Креста основал международный денежный фонд имени Флоренс Найтингейл, целью которого является содействие делу подготовки и переподготовки медицинских сестер во всем мире.

Имя Флоренс известно во всем мире. Ей посвятил поэму «Святая Филомена» американский поэт Т. Лонгфелло. В ее честь в Лондоне и во Франции воздвигнуты памятники. Изображение Флоренс мы можем встретить и на денежных купюрах, и на почтовых марках. Ежегодно, 12 мая, в день рождения Ф. Найтингейл, во многих странах проводится в ее память «День больницы». Ее имя носят многие медицинские школы в разных странах.

За рубежом, как и в России, главным стимулом развития "раннего сестринского дела" послужило возникновение и распространение христианства. В связи с этим в основу сестринского дела были положены христианские идеалы и ценности: милосердие, доброта, забота о ближнем. Привлечение в раннем Средневековье к деятельности по уходу за больными и ранеными женщин из богатых и знатных семей, движимых христианскими идеалами, не только повышало престиж этого дела, но и явилось важнейшим фактором, обусловившим создание таких учреждений, как больница, приюты, госпитали и хосписы.

История сестринского дела в России На Руси необходимое лечение и уход в периоды эпидемий и войн проводились в монастырских больницах монахами – «лечцами».

Первые упоминания о стационарных ЛУ на Руси относятся к середине X века – кН. Ольга основала больницы, где уход был поручен женщинам

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Именно тогда произошли значительные преобразования в организации медицинской помощи. В 1715г. вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг для официального привлечения женщин к лечебной работе.

При Екатерине II появилась служба «сердобольные вдовы» - в Петербурге, затем в Москве. Вдовы солдат привлеклись наблюдать за порядком, раздавать пищу и медикаменты, следить за чистотой. Началось их обучение по вышедшему в 1822г. учебнику Опеля, где давались основы деонтологии, особенности ухода за тяжелобольными, ранеными, младенцами. Уделялось внимание гигиеническому содержанию больных, выполнению основных процедур.

В 40-х годах XIX века в Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской открылась Свято – Троицкая община. В сестры принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года они проходили курсы обучения уходу, перевязкам, рецептуре, проявляли свои душевные качества. В торжественной обстановке их посвящали в сестры милосердия. В дальнейшем подобные заведения стали создаваться и других крупных городах. Особое место принадлежит Петербургской Кресто – Воздвиженской общине. Она была учреждена великой княгиней Еленой Павловной, а руководство ей осуществлял Н.И.Пирагов.

Ближайшими помошницами Пирагова стали старшие сестры:

Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия

Елизавета Петровна Карцева, по словам Н.И. сумевшая обратить обязанность сестры в духовное призвание жизни

Екатерина Александровна Хитрово, которая личным примером способстовала воспитанию в людях высокой нравственности.

Во время Крымской войны (1853 – 1856гг) члены общины первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии. Всего в войне приняли участие 200 сестёр, из которых 17 погибли. С героизмом сёстры сопровождали обозы, ухаживали за ранеными, работали в операционных. Пирогов впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции. Членами Кресто–Воздвиженской общины были женщины разных сословий и в целях их поощрения был учрежден позолоченный крест, которым были награждены 158 сестер. Прославилась на передовой сестра Дарья Севастопольская, открывшая перевязочный пункт. Прибыв по зову сердца на фронт, она в труднейших условиях оказывала помощь раненым. За героизм была награждена медалью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями серебром.

В это же время в Крыму стало широко известным и популярным имя Даши Севастопольской. Ее назвали «женщиной из легенды». Дочь матроса, погибшего в Синопском сражении, переодевшись в матросский костюм и снарядив свою повозку ветошью, корпией, уксусом, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Там она организовала первый на театре Крымской войны импровизированный перевязочный пункт. «Знаменитая Дарья» - так отзывался о ней Пирогов. В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции, создавшей Общество Красного креста. В его формировании большую роль сыграли великие русские врачи Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Н. Бурденко. Основные функции общества: подготовка сестёр милосердия и оказание бесплатной медицинской помощи. 1914г. – начало 1 Мировой войны. Большую роль в движении сестёр милосердия сыграли императрица Александра Фёдоровна и её дочери Татьяна и Ольга, которые открывали лазареты и работали в них сами. В этой войне участвовали уже более 2 500 сестёр милосердия. После Октябрьского переворота движение Красного креста и сестры сыграли большую роль не только в медицинском обеспечении Красной армии и в борьбе с эпидемиями. Они боролись с неграмотностью, поднимая общую культуру населения. В связи с большой потребностью в сестрах были организованы краткосрочные курсы. В 1917г. создано Всероссийское общество сестер милосердия. С января 1918г. стал выходить «Первый вестник Сестры милосердия». В 1920г. начали открываться школы по подготовке сестер, позже техникумы. С 1926 г. сестёр милосердия начали называть медицинскими сестрами.

Годы социализма полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия. Главным достижением этого периода отечественного здравоохранения было насыщение сестринскими кадрами медицинских служб в стране.

К 1940г. обеспеченность сестринскими кадрами по сравнению с 1913 г. выросла в 8 раз. Но престиж профессии был невысоким. Наркомздрав определил среднего медработника как помощника врача, работающего по его указаниям и под его наблюдением. Все принципиальные вопросы решались не самими сёстрами, а врачами. Государственная система лишала сестёр гражданской инициативы, творчества. Не смотря на то, что уход в значительной степени определяет успех лечения, статус медицинской сестры того времени был занижен.

В период Великой Отечественной войны Общество Красного Креста проводило массовую подготовку санитарных и сестринских кадров, обучение населения. В 1942 г начал выходить журнал «Медицинская сестра». За проявленный героизм во время Великой отечественной войны 46 сестёр были награждены медалью Ф. Найтингейл, а 17 получили звание Героя Советского Союза.

С 1953г. средние медицинские учебные заведения стали именоваться медицинские училища. Сестринская помощь в России до 1989г. имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. С 1991 года началась подготовка медицинских сестер в колледжах, стали открываться факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Значительным стимулом для развития сестринского дела на современном этапе стали интенсивные контакты с зарубежными коллегами. Состоялось переосмысление роли медсестры в профессиональном сообществе. В 1993г. в Голицыно был проведен семинар «Новые сестры для новой России» по реформе сестринского образования и сестринской практики. Сущность реформы заключается в организации сестринского дела как самостоятельной сферы медицинской деятельности, приобретение сёстрами профессиональной независимости, расширение их роли в лечебном процессе как партнёра и помощника пациента.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные требования, предъявляемые к сестринскому делу.
  2. Назовите основоположников сестринского дела в России и за рубежом.
  3. Кто впервые дал научное определение сестринского дела?
  4. Как изменялась роль медицинской сестры?
  5. Какие существуют подходы к толкованию термина «сестринское дело»?
  6. В чем заключается отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача?
  7. Назовите основные функции медицинской сестры.
  8. Каковы главные цели сестринского дела?
  9. Какие задачи решает сестринское дело?
  10. Сформулируйте стратегию сестринской практики.
  11. Когда возникло сестринское дело в России?
  12. Как создавались сестринские общины в России?
  13. Каким был круг обязанностей «сердобольных вдов»?
  14. Когда и как была создана первая в России община сестер милосердия?
  15. Какую роль сыграли П. П. Карцева, Е.А.Хитрово, Е.М.Бакунина в развитии сестринского дела в России?
Категория: Прочее
10.10.2019 09:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП