СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования стихов с заданиями по теме «Предлоги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение русскому языку конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Важную роль в этом играют умения учащихся начальных классов правильно использовать в устной и письменной речи предлоги. Согласно программе для начальной школы Т.Г. Рамзаевой, работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы. В I классе основная задача в работе по изучению предлогов сводится к развитию умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приста вок. В III классе при изучении падежей существительных ученики узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов, и знакомятся с раздельным на писанием предлогов с личными местоиме ниями.

В IV классе работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической рольюю Целесообразность начать работу над предлогами в I классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период ученики составляют предложения из разрезной азбуки или пишут их. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить школьников с раздельным написанием предлогов, наиболее употребительных в их речи. Кроме того, при чтении букваря у учащихся накапливается некоторый запас наблюдений над предлогами. Полезно упорядочить эти наблюдения, создав тем самым основу для работы над предлогами в дальнейшем. Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:

1) слитное написание предлога со следующим за ним словом (кморю, срадостью);

2) графически неправильное написание предлога (ис кувшина, бес пальто); НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2014. № 2 56

3) пропуск предлога (прыгнул воду, подошел костру).

При изучении предлогов на всех этапах курса русского языка в начальной школе в ходе работы над ошибками целесообразно использовать занимательный материал, в частности стихи с придуманными к ним заданиями. Приведем примеры таких заданий. Учитель может их использовать в разных классах (в зависимости от подготовки учащихся).

1. Послушайте (прочитайте) стихотворение, посчитайте, сколько предлогов и какие использованы в стихотворении. Мы играем, мы читаем И предлоги изучаем: К Коле, к Кире, к Оле, к Ире, К Миле, к Сане, к Юле, к Тане Приходил приятель Ваня. У Коли, у Киры, у Оли, у Иры, У Милы, у Сани, у Юли, у Тани Есть лыжи, коньки и хорошие сани. С Колей, с Кирой, с Олей, с Ирой, С Милой, с Саней, с Юлей, с Таней Мы играли на баяне. За Колей, за Кирой, за Олей, за Ирой, За Милой, за Сашей, за Юлей, за Таней Зашли их знакомые утром заранее. По Коле, по Кире, по Оле, по Ире, По Миле, по Сане, по Юле, по Тане Скучала подружка их верная — Маня. Для Коли, для Киры, для Оли, для Иры, Для Милы, для Сани, для Юли, для Тани Купили сегодня красивые ткани. На Коле, на Кире, на Оле, на Ире, На Миле, на Сане, на Юле, на Тане. Придумать попробуйте чтонибудь сами.

Н.М. Бетенькова

2. Послушайте (прочитайте) стихотворение, вставьте пропущенные предлоги. Я колобок, колобок. амбару метен,. сусекам скребен,. сметане мешен,. печку сажен,. окошке стужен, Я. дедушки ушел, Я. бабушки ушел, А. тебя, зайца, Не хитро уйти.

3. Послушайте (прочитайте) стихотво рение. Повторите предлоги. С этими предлогами придумайте предложения. Под цветком ежиха мать Принялась ежат купать. Капкап, капает роса На мордашки, на глаза. Не поймет ежихамать, Как им спинки отмывать. И ежата день другой Ходят с грязною спиной. Хоть сиди и месяц жди, Чтоб закапали дожди. Радуйтесь, что вы, ребята, Не колючие ежата.

Г. Виеру

4. Послушайте (прочитайте) стихотворения. Назовите все предлоги, которые в них встретите. Выпишите их и составьте с ними предложения. * * * Осторожно ветер Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше. М. Исаковский * * * Не ходили с Ваней в баню. Искупали в ванне Ваню. Посадили на диван. В простыне сидит Иван. * * * Облетели листья с клена. Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит.

Е. Адиенко

5. Послушайте (прочитайте) стихотво рение. Какой предлог часто повторяется? Попробуйте продолжить стихотворение.

Что без чего не бывает Знайте, не бывает лодки без реки, Праздника — без песни, хлеба — без муки, Дождика — без тучки, розы — без шипов, Сказок — без начала, леса — без грибов. Знайте, не бывает моря без волны, Шутки — без улыбки, марта — без весны, Летчиков — без неба, армий — без полков, Школ — без переменок, драк — без синяков. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 57 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2014. № 2 58 Знайте, не бывает дружбы без друзей, Лестниц — без ступенек, дома — без дверей, Утра — без рассвета, дыма — без огня. В общем, продолжайте дальше без меня.

М. Пляцковский

6. Послушайте (прочитайте) стихотворение. Какие предлоги встретились в сти хотворении? В каком значении употреблено слово «предлог» в предпоследней строчке?

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги. И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит — «по»?» «Что значит — «за»?» И «за», и «по» — предлоги, А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

А. Шибаев

7. Послушайте (прочитайте) стихотво рениезагадку. Спишите, раскрывая скоб ки. Назовите предлоги. Составьте с каждым предлогом по три словосочетания. (По)катился (в)огород, (До)катился (до)ворот, (Под)катился (под)ворота, (До)бежал (до)поворота, Там (по)пал (под)колесо, Лопнул, хлопнул — вот и все!

С. Маршак

8. Послушайте (прочитайте) отрывок из стихотворения. Вставьте предлоги. (Предлоги можно расположить по порядку их следования в стихотворении, не по по рядку; можно те из них, которые стоят в на чале стихотворной строки, записать с за главной буквы.) Алеша рад: пришла весна,. саду тепло и сухо. И. классе. окна Жужжит сегодня муха. Он стал. мухой наблюдать:. окно она влетела, Она то сядет. тетрадь, То. кусочек мела. Она. самым потолком Летает. ярком свете, А вниз спускается пешком. стенной газете.

А. Барто

9. Послушайте (прочитайте) отрывок из стихотворения. Понятен ли смысл стихо творения без предлогов? Вставьте необхо димые предлоги. Это. нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки. кармане, Скачут. самого утра,. дворе и. бульваре,. переулке и. саду; И. каждом тротуаре. прохожих. виду.

А. Барто

Автор статьи: Караева, С. А. (кандидат педагогических наук).

13.01.2020 09:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!