СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения футболу детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения футболу детей старшего дошкольного возраста

Вопрос об особенностях использования игр с элементами футбола рассмотрено в публикациях Э. С. Вильчковского, Л. И. Пензулаевой, В. Г. Фролова, Г. П. Юрко и др. Целесообразность применения этой игры в учебном процессе дошкольных образовательных учреждений подтверждается исследованиями Т. И. Дмитренко, Т. И. Осокиной, Ю.И. Курпан, которые указывали на значительное улучшение навыков владения мячом в старшем дошкольном возрасте.

Исследования Ю.И. Курпан четко выделяют в футболе двигательные действия, которые условно можно разделить на две группы. Одна из них характеризуется движениями без мяча: ходьба, бег, повороты, обманные движения, остановки. Перечисленные действия входят в содержание многих подвижных игр и игровых упражнений, и практика работы дошкольных учебных заведений показывает, что дети дошкольного возраста вполне способны овладеть этими действиями. Исследования Э. И. Адашкявичене свидетельствуют, что овладение приемами игры в футбол являются сложными для детей старшего дошкольного возраста и могут быть достигнуты только путем целенаправленного обучения.

Важным является тот факт, что значительный интерес детей к футболу позволяет использовать эту спортивную игру не только как средство физического воспитания, а также как фактор воспитательного воздействия на личность ребенка. По данным научных исследований Э. И. Адашкявичене, Э. С. Вильчковский и др., формирование у старших дошкольников двигательных действий с мячом может быть осуществлено при создании соответствующих педагогических условий: применение системы упражнений и игр с элементами футбола, которые соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям и уровню развития двигательной функции детей дошкольного возраста; учета закономерностей формирования двигательных действий с мячом у детей 5-6 лет, оказываются в динамике временных, пространственных и силовых параметров движения; проведение специальных занятий, к содержанию которых входят игры и упражнения с мячом.

В процессе подготовки к овладению игрой в футбол дошкольники должны овладеть следующие приемы: передавать мяч друг другу в парах (расстояние 3-4 м) правой и левой ногой, обводить мяч вокруг предметов (кеглей, кубиков) змейкой, вести мягкие мяч 5-8 м и забивать его в ворота правой и левой ногой, останавливать мяч, который катится по земле, внутренней стороной стопы.

Спортивные игры является одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные, они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств. Различные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими, положительно влияют на сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Применение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте закладывает в ребенка основу для систематических занятий одним из видов спорта в последующие школьные годы.

Одной из таких спортивных игр является футбол.

При обучении игре в футбол активизируется двигательная активность детей, развиваются различные виды движений, формируются личностные качества, воспитывается потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Классическую методику по обучению игре в футбол мы адаптировали для использования на занятиях и спортивных досугах с детьми старшего дошкольного возраста с учетом требований образовательного стандарта.

Для того чтобы эффективно проводить занятия по обучению игре в футбол, следует подготовить площадку с травяным покрытием размером 24 м х 18 м. Поперек площадки отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м. Разметка делается мелом или песком. По углам площадки на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся флажки. В середине боковых линий ставятся ворота высотой 1,5 м и шириной 2 м. Размеры футбольной площадки можно варьировать в зависимости от имеющихся условий. При обучении детей элементам игры в футбол используется облегченный мяч меньшего размера, чем для взрослых (лучше волейбольный и не полностью накачанный). Подойдет также резиновый или пластмассовый мяч среднего диаметра (12-15 см). Если позволяют условия спортивного зала, то обучение можно проводить и в нем.

В процессе обучения детей элементам техники игры в футбол следует соблюдать определенный порядок их освоения по принципу «от простого - к сложному».

Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приемам футбола представляет собой определенную систему взаимодействия педагога и ребенка, в которой нами условно выделены три этапа.

Задачи первого этапа:

1. Создать у детей представление об игре в футбол.

Для этого детям предлагается рассмотреть футбольный мяч, ворота, разметку. Можно рассказать им правила игры, попутно задавая вопросы об этом виде спорта. Выявив уровень представлений детей об игре, начинаем углублять их знания о футболе.

2. Обучить удару ногой по мячу.

Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Техника выполнения удара носком ноги: выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара нога почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча. Направление полёта мяча в данном случае влево или вправо.

Затем обучаем удару внутренней стороной стопы. Техника выполнения: опорная нога ставится на расстояние 10 -15 см сбоку от мяча. Ударное движение начинается с одновременным сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом к направлению полета мяча.

Техника выполнения удара пяткой: опорная нога ставится на уровне мяча. Бьющая нога при замахе проносится над мячом вперед и резким движением назад наносится в середину мяча.

При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

- имитация удара без мяча;

- удар с места по неподвижному мячу;

- удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;

- удар с разбега по неподвижному мячу;

- удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3 - 4 шага;

- удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5 - 10 шагов;

- удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4 - 6 шагов;

- в парах, на расстоянии 5 - 6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнера.

Задачи второго этапа:

1. Освоить технику остановки мяча ногой.

Основные фазы выполнения остановки мяча ногой. Подготовительная фаза - исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу. Рабочая фаза - производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается. Завершающая фаза - центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника остановки мяча: игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.

Подводящие упражнения:

- остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочередно левой и правой ногой;

- упражнения в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой. Постепенно следует увеличивать расстояние друг от друга;

- в парах, продвигаясь вперед, выполнять удар партнеру, предварительно остановив мяч одним из приемов.

2. Сформировать умение вести мяч ногой.

Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:

- ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;

- ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;

- ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;

- ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;

- выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.

Задача третьего этапа.

Обучение двусторонней игре и элементам тактических действий. Игра проводится по упрощенным правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе. Команда состоит из 5-8 человек. Опыт показывает, что для дошкольников оптимальное время игры составляет 10 минут с перерывом 2 - 3 минуты. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъем, поэтому затягивать ее не стоит. Перед началом игры проводится жеребьевка, с помощью которой определяются сторона площадки и начальный удар. Мяч до начала удара ставится на землю в центре поля. Игроки команд располагаются за линией центрального круга. Игра начинается по сигналу судьи одним из капитанов команд. Он подбегает к мячу, выполняет удар по нему игроку своей команды. Все действия с мячом выполняются только ногами. Руками взять мяч может только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами на данном этапе обучения.

Игра футбол способствует развитию выносливости, глазомера, координации, согласованности действий между партнерами, прыгучести, ловкости, умения поймать, удержать, бросить, передать мяч, рассчитав при этом направление броска, быстроты реакции, способности хорошо ориентироваться в пространстве.

Дошкольники старшего возраста, да и младшего любят выполнять некоторые элементы игры в футбол, подражая настоящим футболистам. Такие упражнения с мячом развивают глазомер, координацию, укрепляют мышцы ног, туловища.

Главная игровая задача в футболе – забить мяч в ворота соперника.

Обучать детей дошкольного возраста двигательным умениям футбола следует в следующей последовательности:

- подготовительные упражнения без мяча и с мячом без передачи мяча партнеру (подкидывать мяч ногой, ловить его руками; подкидывать мяч ногой вверх несколько раз подряд, отбивая его верхом стопы, внутренней ее стороной и т.д.);

- передача мяча партнеру (отбивая его ногой с ходу; останавливать катящийся мяч внутренней частью ступни и посылать его обратно);

- игры с элементами футбола «Мяч между кеглями», «Попади в центр» и др.

После того, как дети овладеют некоторыми навыками игры, можно создавать команды для игры в футбол по упрощенным правилам. Чтобы игра проходила организованно, детей заранее надо познакомить с ними.

Дети дошкольного возраста играют в футбол два периода по 5 минут с перерывом 5 минут. Участники ведут мяч ногами, передают товарищам, бьют по воротам противника. Побеждает команда, забившая больше голов.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивным играм дает ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.

24.04.2023 10:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП