СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из методов изучения физики – это эксперимент. Физический школьный эксперимент – это метод, с помощью которого можно проиллюстрировать изучаемое явление, физический закон и достичь хороших результатов в обучении. Одним из видов физического эксперимента является экспериментальные задачи. Следует охарактеризовать данное понятие.
Экспериментальные задачи – один из видов физических экспериментов, которые используются на уроках. Решение экспериментальных задач на уроке физики имеет большое значение для усвоения практической стороны предмета, позволяет осуществить связь теории с практикой. Задачи, в том числе и физические, являются одним из способов достижения, прежде всего, предметных результатов обучающего процесса. Правильно подобранные задачи могу служить основой формирования познавательных и регулятивных УУД (универсальные учебные действия).В данной работе предлагается вариант использования экспериментальных задач при изучении теме «Испарение и конденсация» в 8 классе (тип: открытие новых знаний). После технологической карты представлены результаты анкетирования учащихся 8 класса МАОУ СШ№1, которое проводилось до и после применения экспериментальных задач на уроках физике. С помощью анкетирования было выяснено, как учащиеся относятся к использованию экспериментальных задач на уроке.
Цель: сформировать представления о процессах перехода веществ из жидкого состояния в газообразное и обратно; выявить факторы, влияющие на данный фазовый переход.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со следующими физическими процессами: испарение и конденсация; показать от чего зависит скорость протекания процесса испарения и конденсации и как на эти процессы влияют внешние факторы.
Развивающие: развить умение формулировать гипотезы и правильно излагать выводы; помочь развить умение выделить главное, из полученной информации, сравнить, обобщить, логически изложить свои мысли; развивать коммуникативные способности, умение работы сообща; развить познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Орг.момент Повторение ранее изученного материала |
- Приветствие учащихся Проводит физический тест: 1. Агрегатное состояние вещества — это нахождение тела в виде 1) твердого тела 2) жидкого тела 3) газообразного тела 4) какого-либо из этих трех тел 2. Почему вещество находится именно в этом состоянии? Отчего это зависит? 1) от числа и состава молекул 2) от расположения, взаимодействия и движения молекул 3) от расположения и состава молекул 4) от взаимодействия и числа молекул 3.Изменяется агрегатное состояние, что при этом происходит с молекулами? 1) меняется состав молекул 2) изменяются форма и состав молекул 3) молекулы остаются прежними 4) молекулы приобретают другие размеры 4. Плавление - это 1) процесс таяния снега или льда 2) процесс разжижения вещества, так как оно получает теплоту 3) переход вещества из твердого состояния в жидкое при получении энергии веществом 5.Температура, при которой вещество переходит из твердого вещества в жидкое, называется 1) температурой перехода в жидкое состояние 2) температурой плавления 3) температурой таяния |
- Приветствуют учителя Выполняют задания учителя |
Р: оценивать и корректировать свою деятельность оценивать и корректировать свою деятельность Л: умение организовать индивидуальную работу |
Повторение ранее изученного материала |
6.На рисунке изображен график плавления льда и нагревания полученной из него воды. Какой участок графика соответствует плавлению льда? Сколько примерно времени длился этот процесс? Какой температуры достигла вода за 5 мин? 1)ВС; 3,5 мин; 30 °С 2)ВС; 2 мин; 30 °С 3)АВ; 1,5 мин; 30 °С 4)ВС; 3,5 мин; 40 °С |
Тест. Ответы возможные учащихся: 1)4 2)2 3)3 4)3 5)2 6)2 Проводят взаимопроверку |
|
Актуализация опорных знаний |
Далее учитель объединяет учащихся в группы по 4-6 человек, в которых они до конца урока будут работать. Вспомним: 1.Озвучьте основные положения МКТ строения вещества? 2. Три агрегатных состояния вещества? 3. Меняются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4. Внутренняя энергия-это…? От чего и как она зависит? |
Делятся на группы. Рассаживаются в нужные места Ответы учащихся 1.-все тела состоят из веществ, а вещества из молекул -в непрерывно и беспорядочно всегда движутся молекулы -притяжение и отталкивание – это силы, которые действуют между молекулами 2.твердое, жидкое и газообразное 3.нет 4.Внутренней энергией называется сумма потенциальной энергии взаимодействия частиц вещества, с которого состоит тело, а также кинетической энергии, беспорядочного постоянного движения молекул |
П. обобщить изучаемый материал, выделить основное К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе. Л. активно включаться в работу |
Учитель разбирает на уроке экспериментальную задачу: Возьмите электронные весы (можно рычажные весы) и на одни весы поставьте стакан с горячей водой, а на другие стакан с холодной водой, той же массы. |
|
||
Мотивация |
Подождите несколько минут. Что произошло? Изменились ли массы в стаканах? Почему? Оборудование и вещества: электронные весы 2шт, вода, часы.
-Далее проводится следующая задача: Подышите на стекло окна. Что вы видите? Почему оно покрылось тонким слоем влаги. Почему так происходит? Объясните -Есть ли взаимосвязь у данных процессов? Что общего? Это и предстоит выяснить на уроке |
Ответ учащихся: Через некоторое время масса горячей воды измениться, так как протекает процесс испарение. Так как вода горячая, то этот процесс протекает быстрее, чем в стакане с холодной водой. Поэтому масса горячей воды станет меньше, чем масса холодной воды.
Ответ учащихся: Тёплый воздух встречаясь с холодным воздухом или предметом сразу превращается в пар или туман, остывая мгновенно и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. |
П. научиться построению логических цепей рассуждений Л. формировать познавательные интересы обучающихся, для того чтобы убедиться в познании природы К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сверстниками, работая и в группе. |
Цель. Тема урока |
Учитель предлагает сформулировать учащимся цель и тему урока, записать ее в тетради |
Учащиеся формулируют цель и тему урока в группах и записывают в тетрадях |
П. формулировать познавательную цель Л.умение ставить перед собой цель изучение темы |
-Ребята, наблюдали ли вы в жизни подобные процессы? -Молодцы. Действительно, много примеров протекания данных процессов в нашем быту. А теперь давайте на основе МКТ объясним эти процессы. Сформулируйте в группе определения «Испарение», «Конденсация» Учитель спрашивает получившиеся определения и формулирует общее определения - итак, ребята, Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное -что происходит с внутренней энергией жидкости? |
Приводят примеры: сохнут лужи на солнце быстрее, чем в тени; сохнет мокрое белье и т.д.
Формулируют определения на черновиках в группах
Записывают определения в тетрадь
Отвечают на вопрос и фиксируют в тетрадь: -уменьшается |
|
|
Открытие нового знания |
Уменьшается\увеличивается Ек -Согласна. Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости. -Вывод…
-Для доказательство решим экспериментальную задачу: Капните на руку небольшое количество одеколона (духов) или эфира. Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы охлаждения? Тепло?
|
Отвечают и фиксируют ответ: -уменьшается
Фиксируют ответ в тетрадь: - При испарении происходит понижение температуры.
Выполняют условие экспериментальной задачи и записывают ответ в тетрадь: -При распылении небольшого количества на руку одеколона (духов) ощущается холод, так эти вещества содержат спирт, который быстро испаряется, охлаждая при этом поверхность руки. |
Л. формировать познавательные интересы обучающихся. П.научить анализировать знания об изучаемых явлениях Р. научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно К. развития умения строить диалог, формулировать свои мысли |
Открытие нового знания |
- второй процесс – это процесс конденсации. Сформулируйте определения -хорошо. Конденсация – это процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое. Что выделяется в окружающую среду при конденсации? -изменяется ли внутренняя энергия вещества? |
Формулируют определения на черновиках в группах
Записывают определения в тетрадь -тепло
-да. Уменьшается |
|
Далее в каждая группа решает свою экспериментальную задачу и объясняет ее решение другим группам, которые фиксируют ответ в тетрадь Группа №1 Измерьте температуру в комнате. Поставьте в эту комнату стакан с водой, подождите и измерьте температуру воды в стакане. Одинакова ли температура. Почему температура воды в стакане отличается от температуры в комнате? Группа №2 Возьмите кисточку и опустите ее в спирт. Нанесите кисточкой на один и второй лист |
№1 Тёплый воздух встречаясь с холодным воздухом или предметом сразу превращается в пар или туман, остывая мгновенно и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние.
|
|
|
бумаги спирт. Первый лист отложите в сторону, а второй часто и быстро обмахивайте веером так, чтобы холодный воздух, создаваемый веером, не попал на первый лист. На каком листе спирт быстрее охладится? Оборудование и вещество: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, веер
Группа №3 В одну тарелку налить мясной бульон, а в другую воду такого же объема. Подогреть на плитке (в микроволновке). И поместить термометр в тарелке. В какой тарелке жидкость остынет быстрее? Почему так происходит?
|
№2:Скорость испарения зависит от ветра: чем больше ветра, тем больше скорость испарения, ведь поток воздуха уносит влагу с поверхности второго листа бумаги и доставляет сухие массы воздуха на него.
№3:На поверхности мясного бульона присутствуют частицы плавающего жира, уменьшающие площадь поверхности испаряющейся жидкости. Поэтому, быстрее уменьшится температура в тарелке, в которую налита вода, так как испарение протекает интенсивно.
|
Л. формировать познавательные интересы обучающихся. П.научить анализировать знания об изучаемых явлениях Р. научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе |
|
Первичное закрепление материала |
Группа №4: Возьмите кисточку и ей в разные места бумаги нанесите воду, спирт и подсолнечное масло (чтобы не смешались вещества, наносите разными кисточками). Пронаблюдайте, какое вещество испарится быстрее? Оборудование и вещества: лист бумаги, спирт, подсолнечное масло, вода, три кисточки
Учитель просит сделать Выводы по решенным экспериментальным задачам (от чего зависит испарение и конденсация) |
Группа №4 Быстрее испариться то вещество, у которого меньше взаимное притяжение молекул. Спирт испарится быстрее, далее вода, и подсолнечное масло будет испарятся, при комнатной температуре, долго. Вывод: испарение зависит от рода веществ Общий вывод: От наличия ветра, рода вещества, от площади испаряющейся жидкости Конденсация зависит от температуры окружающей среды |
|
Рефлексия |
-Итак, наш урок близится к концу. Мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Запишите в тетради, с какими трудностями вы столкнулись? Учитель спрашивает некоторых учеников, с какими трудностями они столкнулись - запишите выводы (что узнали, что вас удивило и т.д.) |
Записывают свои ответы, индивидуально. Некоторые озвучивают свои варианты
Записывают выводы |
Л.умение активно включаться в работу; стоить смысловые выражения К. развития умения строить диалог, формулировать свои мысли |
Д/З |
Диктует д\з: §9-11, упр. 3 (зад. 1-3) |
Записывают д\з |
|
© 2022, Кокурина Яна Юрьевна 308