СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика применения экспериментальных задач при изучении темы «испарения и конденсация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из методов изучения физики – это эксперимент. Физический школьный эксперимент – это метод, с помощью которого можно проиллюстрировать изучаемое явление, физический закон и достичь хороших результатов в обучении. Одним из видов физического эксперимента является экспериментальные задачи. Следует охарактеризовать данное понятие.

Экспериментальные задачи – один из видов физических экспериментов, которые используются на уроках. Решение экспериментальных задач на уроке физики имеет большое значение для усвоения практической стороны предмета, позволяет осуществить связь теории с практикой. Задачи, в том числе и физические, являются одним из способов достижения, прежде всего, предметных результатов обучающего процесса. Правильно подобранные задачи могу служить основой формирования познавательных и регулятивных УУД (универсальные учебные действия).В данной работе предлагается вариант использования экспериментальных задач при изучении теме «Испарение и конденсация» в 8 классе (тип: открытие новых знаний). После технологической карты представлены результаты анкетирования учащихся 8 класса МАОУ СШ№1, которое проводилось до и после применения экспериментальных задач на уроках физике. С помощью анкетирования было выяснено, как учащиеся относятся к использованию экспериментальных задач на уроке.

Цель: сформировать представления о процессах перехода веществ из жидкого состояния в газообразное и обратно; выявить факторы, влияющие на данный фазовый переход.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со следующими физическими процессами: испарение и конденсация; показать от чего зависит скорость протекания процесса испарения и конденсации и как на эти процессы влияют внешние факторы.

Развивающие: развить умение формулировать гипотезы и правильно излагать выводы; помочь развить умение выделить главное, из полученной информации, сравнить, обобщить, логически изложить свои мысли; развивать коммуникативные способности, умение работы сообща; развить познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Повторение ранее изученного материала

- Приветствие учащихся

Проводит физический тест:

1. Агрегатное состояние вещества — это нахождение тела в виде

1) твердого тела 2) жидкого тела 3) газообразного тела 4) какого-либо из этих трех тел

2. Почему вещество находится именно в этом состоянии? Отчего это зависит?

1) от числа и состава молекул

2) от расположения, взаимодействия и движения молекул

3) от расположения и состава молекул 4) от взаимодействия и числа молекул

3.Изменяется агрегатное состояние, что при этом происходит с молекулами?

1) меняется состав молекул 2) изменяются форма и состав молекул 3) молекулы остаются прежними 4) молекулы приобретают другие размеры

4. Плавление - это

1) процесс таяния снега или льда

2) процесс разжижения вещества, так как оно получает теплоту

3) переход вещества из твердого состояния в жидкое при получении энергии веществом

5.Температура, при которой вещество переходит из твердого вещества в жидкое, называется

1) температурой перехода в жидкое состояние

2) температурой плавления

3) температурой таяния

- Приветствуют учителя

Выполняют задания учителя

Р: оценивать и корректировать свою деятельность оценивать и корректировать свою деятельность

Л: умение организовать индивидуальную работу

Повторение ранее изученного материала

6.На рисунке изображен график плавления льда и нагревания полученной из него воды. Какой участок графика соответствует плавлению льда? Сколько примерно времени длился этот процесс? Какой температуры достигла вода за 5 мин?

1)ВС; 3,5 мин; 30 °С 2)ВС; 2 мин; 30 °С 3)АВ; 1,5 мин; 30 °С 4)ВС; 3,5 мин; 40 °С

Тест. Ответы возможные учащихся:

1)4

2)2

3)3

4)3

5)2

6)2

Проводят взаимопроверку

Актуализация опорных знаний

Далее учитель объединяет учащихся в группы по 4-6 человек, в которых они до конца урока будут работать.

Вспомним:

1.Озвучьте основные положения МКТ строения вещества?

2. Три агрегатных состояния вещества?

3. Меняются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

4. Внутренняя энергия-это…? От чего и как она зависит?

Делятся на группы. Рассаживаются в нужные места

Ответы учащихся

1.-все тела состоят из веществ, а вещества из молекул

-в непрерывно и беспорядочно всегда движутся молекулы

-притяжение и отталкивание – это силы, которые действуют между молекулами

2.твердое, жидкое и газообразное

3.нет

4.Внутренней энергией называется сумма потенциальной энергии взаимодействия частиц вещества, с которого состоит тело, а также кинетической энергии, беспорядочного постоянного движения молекул

П. обобщить изучаемый материал, выделить основное

К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе.

Л. активно включаться в работу

Учитель разбирает на уроке экспериментальную задачу: Возьмите электронные весы (можно рычажные весы) и на одни весы поставьте стакан с горячей водой, а на другие стакан с холодной водой, той же массы.

Мотивация

Подождите несколько минут. Что произошло? Изменились ли массы в стаканах? Почему?

Оборудование и вещества: электронные весы 2шт, вода, часы.

-Далее проводится следующая задача: Подышите на стекло окна. Что вы видите? Почему оно покрылось тонким слоем влаги. Почему так происходит? Объясните

-Есть ли взаимосвязь у данных процессов? Что общего? Это и предстоит выяснить на уроке

Ответ учащихся:

Через некоторое время масса горячей воды измениться, так как протекает процесс испарение. Так как вода горячая, то этот процесс протекает быстрее, чем в стакане с холодной водой. Поэтому масса горячей воды станет меньше, чем масса холодной воды.

Ответ учащихся:

Тёплый воздух встречаясь с холодным воздухом или предметом сразу превращается в пар или туман, остывая мгновенно и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние.

П. научиться построению логических цепей рассуждений

Л. формировать познавательные интересы обучающихся, для того чтобы убедиться в познании природы

К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сверстниками, работая и в группе.

Цель.

Тема урока

Учитель предлагает сформулировать учащимся цель и тему урока, записать ее в тетради

Учащиеся формулируют цель и тему урока в группах и записывают в тетрадях

П. формулировать познавательную цель

Л.умение ставить перед собой цель изучение темы

-Ребята, наблюдали ли вы в жизни подобные процессы?

-Молодцы. Действительно, много примеров протекания данных процессов в нашем быту. А теперь давайте на основе МКТ объясним эти процессы. Сформулируйте в группе определения «Испарение», «Конденсация»

Учитель спрашивает получившиеся определения и формулирует общее определения

- итак, ребята, Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное

-что происходит с внутренней энергией жидкости?

Приводят примеры: сохнут лужи на солнце быстрее, чем в тени; сохнет мокрое белье и т.д.

Формулируют определения на черновиках в группах

Записывают определения в тетрадь

Отвечают на вопрос и фиксируют в тетрадь:

-уменьшается

Открытие нового знания

Уменьшается\увеличивается Ек молекул в оставшейся жид-ти?

-Согласна. Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.

-Вывод…

-Для доказательство решим экспериментальную задачу: Капните на руку небольшое количество одеколона (духов) или эфира. Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы охлаждения? Тепло?

Отвечают и фиксируют ответ:

-уменьшается

Фиксируют ответ в тетрадь:

- При испарении происходит понижение температуры.

Выполняют условие экспериментальной задачи и записывают ответ в тетрадь:

-При распылении небольшого количества на руку одеколона (духов) ощущается холод, так эти вещества содержат спирт, который быстро испаряется, охлаждая при этом поверхность руки.

Л. формировать познавательные интересы обучающихся.

П.научить анализировать знания об изучаемых явлениях

Р. научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

К. развития умения строить диалог, формулировать свои мысли

Открытие нового знания

- второй процесс – это процесс конденсации. Сформулируйте определения

-хорошо. Конденсация – это процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое.

Что выделяется в окружающую среду при конденсации?

-изменяется ли внутренняя энергия вещества?

Формулируют определения на черновиках в группах

Записывают определения в тетрадь

-тепло

-да. Уменьшается

Далее в каждая группа решает свою экспериментальную задачу и объясняет ее решение другим группам, которые фиксируют ответ в тетрадь

Группа №1

Измерьте температуру в комнате. Поставьте в эту комнату стакан с водой, подождите и измерьте температуру воды в стакане. Одинакова ли температура.

Почему температура воды в стакане отличается от температуры в комнате?

Группа №2 Возьмите кисточку и опустите ее в спирт. Нанесите кисточкой на один и второй лист

№1

Тёплый воздух встречаясь с холодным воздухом или предметом сразу превращается в пар или туман, остывая мгновенно и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние.

бумаги спирт. Первый лист отложите в сторону, а второй часто и быстро обмахивайте веером так, чтобы холодный воздух, создаваемый веером, не попал на первый лист. На каком листе спирт быстрее охладится?

Оборудование и вещество: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, веер

Группа №3 В одну тарелку налить мясной бульон, а в другую воду такого же объема. Подогреть на плитке (в микроволновке). И поместить термометр в тарелке. В какой тарелке жидкость остынет быстрее? Почему так происходит?

№2:Скорость испарения зависит от ветра: чем больше ветра, тем больше скорость испарения, ведь поток воздуха уносит влагу с поверхности второго листа бумаги и доставляет сухие массы воздуха на него.

№3:На поверхности мясного бульона присутствуют частицы плавающего жира, уменьшающие площадь поверхности испаряющейся жидкости. Поэтому, быстрее уменьшится температура в тарелке, в которую налита вода, так как испарение протекает интенсивно.

Л. формировать познавательные интересы обучающихся.

П.научить анализировать знания об изучаемых явлениях

Р. научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

К. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе

Первичное закрепление материала

Группа №4: Возьмите кисточку и ей в разные места бумаги нанесите воду, спирт и подсолнечное масло (чтобы не смешались вещества, наносите разными кисточками). Пронаблюдайте, какое вещество испарится быстрее?

Оборудование и вещества: лист бумаги, спирт, подсолнечное масло, вода, три кисточки

Учитель просит сделать Выводы по решенным экспериментальным задачам (от чего зависит испарение и конденсация)

Группа №4

Быстрее испариться то вещество, у которого меньше взаимное притяжение молекул. Спирт испарится быстрее, далее вода, и подсолнечное масло будет испарятся, при комнатной температуре, долго. Вывод: испарение зависит от рода веществ

Общий вывод:

От наличия ветра, рода вещества, от площади испаряющейся жидкости

Конденсация зависит от температуры окружающей среды

Рефлексия

-Итак, наш урок близится к концу. Мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Запишите в тетради, с какими трудностями вы столкнулись?

Учитель спрашивает некоторых учеников, с какими трудностями они столкнулись

- запишите выводы (что узнали, что вас удивило и т.д.)

Записывают свои ответы, индивидуально. Некоторые озвучивают свои варианты

Записывают выводы

Л.умение активно включаться в работу; стоить смысловые выражения

К. развития умения строить диалог, формулировать свои мысли

Д/З

Диктует д\з: §9-11, упр. 3

(зад. 1-3)

Записывают д\з

Категория: Физика
02.11.2022 09:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП