СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы взаимодействие с агрессивными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Методы взаимодействие с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности специалистов при работе с агрессивными детьми.

Задачи:

  1. познакомить работников СРЦН с психологическими особенностями агрессивных детей, причинами повышенной агрессивности
  2. детей;
  3. обеспечить осознание специалистов СРЦН необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;
  4. представить воспитателям содержание игр, направленных на преодоление агрессивности.

«Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться»

Франсуа де Ларошфуко

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением.

Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, который всех задирает, обзывает или бьет, не может себя контролировать.

Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т. д.)

Какие виды агрессии бывают:

  1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
  4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  5. Негативизм (оппозиционное поведение, направленная обычно против авторитета).

Ребёнок становится агрессивным, когда не удовлетворяются основные человеческие потребности: в любви, внимании, уважении, безопасности. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость или безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Именно страх, боль и обида – это те негативные чувства, которые вызывают агрессию.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша главная задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Чаще всего мальчики, мужественные по своей натуре, бывают агрессивны. И если их энергию не направим в конструктивное русло – в спорт, вообще в движение – то, естественно, от желания как-то разрядиться он будет пинать не мяч, а, например, своего одногруппника.

Очень часто тревожность трансформируется в агрессию. Когда человек наполнен тревогой, страхом, он стремится к единственному желанию: защитить себя от этого страха, по принципу «чтобы я не боялся – пусть боятся меня». И он начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям. Эта форма агрессии очень распространена среди детей.

Почему такое происходит?

  1. не были удовлетворены основные потребности ребенка в детстве: не долюбили, не докормили, не доласкали. И те дети, которые растут в подобных суровых условиях, когда их мама такая вот холодная, не ласкает своего ребенка, вот они обязательно вырастут агрессивными.
  2. родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
  3. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка, отвлечь каким-то занятием)

2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям.

3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём

4. Формировать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Важно также говорить о своих чувствах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

В заключении отметим, что всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. К сожалению, данная проблема существует и приобретает огромное значение в полноценном воспитании детей. Усугубляет положение дел и наш современный ритм жизни с ее информационными потоками, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников. Главное здесь - помочь нашим детям увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнёра по общению и совместной деятельности.

06.01.2022 17:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП