СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
-Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика»;» Коммуникативная дидактика» и т.д.
Что такое метапредмет?
“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". «Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.
-Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.
-Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
-Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
-Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
-Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
-Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.
Рассмотрим отличие традиционного урока от метапредметного
Этапы урока |
Традиционный |
Метапредметный |
1. Объявление темы урока |
-тему сообщает учитель |
-тему формируют учащиеся |
2. Сообщение цели и задач урока |
-сообщает учитель |
-формируют учащиеся, определив границы знания и незнания |
3. Планирования деятельности учащихся |
-Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели |
-сами планируют способы достижения цели |
4.Практическая деятельность учащихся |
-под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности |
-учащиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует |
5. Осуществление контроля |
Контроль осуществляет учитель |
-Обучающиеся сами осуществляют контроль. Применяются формы взаимного контроля, самоконтроля. Учитель консультирует. |
6.Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию |
Учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя) |
7 оценивание обучающихся |
Учитель оценивает учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
8 Итог урока |
-учитель выясняет у обучающихся что они запомнили |
Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя) |
Домашнее задание |
-Объявляет и комментирует задание одно для всех |
-Обучающиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей: 1. Базовое 2. Повышенный уровень 3. Творческое |
-Материал урока в учебнике рекомендуется переорганизовать в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер. Ребенок не только решает определенную задачу, но и логически объясняют ход решения, контролирует и проверяет себя, (производит самооценку).
-Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
-Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
-Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
-Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Особенности метапредметного занятия:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Примеры метапредметных категорий (метатемы):
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Порядок и хаос.
9. Знание и незнание.
-Школа должна обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
© 2015, Проскурякова Юлия Викторовна 23026