СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.
Начальный курс русского языка в УМК “Школа России ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка в 4-м классе.
Тема урока: “Правописание не с глаголами”.
Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы.
Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр
Бьет, бежит, большой, разбудил
Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся дается группа слов:
Говорил- Пишет- Сказали- Поем-
Детям предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Возникает вопрос: ” Кто же прав? И что такое не?”
Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: “Правописание глаголов со словом не”. А цели урока они назвали следующие:
1. Научиться писать глаголы со словом не.
2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики “Обрати внимание”. Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.
Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий: “Не – это частица и пишется она с глаголами отдельно.”
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.
На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа.
(Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети класса.)
Учащиеся 1-й группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами.
Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами.
Проверка самостоятельной работы также дифференцирована.
1-я группа проверяет работу по готовому результату, проектируемому на интерактивную доску. А 2-я группа комментирует свою работу вслух.
Средства обратной связи (красно– зеленые сигналы) помогают выявить детей, не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении итогов работы.
На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы:
– Какова была тема урока? – Соответствовала ли наша работа теме урока? – Чему должны были научиться? – Достигли ли мы своей цели?
Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей не ?
Дома детям предлагается повторить новое правило, вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.
На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.
© 2015, Томилина Мария Александровна 2522