СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные связи на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счёт осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; Владение основными общеучебными умениями информационно – логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, базовыми навыками исследовательской деятельности, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определяют выбор содержания и способов обучения.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности. Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом. В любой предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной, то есть:

  • Стратегической ( мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • Исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка новых фактов, вывод);
  • Проектировочной ( замысел, реализация, рефлексия);
  • Моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов);

Метазназнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний. Понятие «метазнания» указывают на знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и метадологию предмета как части науки. Философия математики, например, анализирует проблему несовпадения онтологической и математической проекций, понимание математикой времени как течение наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее. Метаспособы в математике – это методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. ( Ю.Н. Кулюткин)

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные ( надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

  • Теоретическое мышление ( обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство);
  • Навыки переработки информации ( анализ, синтез, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • Критическое мышление ( умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия);
  • Творческое мышление ( видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • Качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу).

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики, овладение математическим языком является опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в общеобразовательном учреждении. В то же время этот предмет является основой развития у учащихся познавательной действий, в первую очередь логических, включая и знаково – символические, а также таких, как планирование ( цепочка действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Таким образом математика является эффективным средством развития личности школьника. Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики призван решать следующие задачи:

  • Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у школьников;
  • Сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • Сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • Сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • Выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий ( познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видения мира и понимания места и роли человека в нём, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно – значимой. Прошлое не будет влиять на настоящее, а настоящее на будущее, что мир без инерции – это мир, где нет причинно – следственных связей. Без инерции наш мир не смог бы существовать. И, если бы люди ещё на школьной скамье приобщались к этой истине, то в обществе не появлялись бы горе – руководители, требующие, чтобы всё изменилось немедленно, в соответствии с их сиюминутными указаниями.

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определённых технологий обучения:

  • Развивающего обучения;
  • Критического мышления;
  • Технологический компонент личностно – ориентированного урока;
  • Общеучебные умения и навыки ( ремейк – программа Пономарёвой)

Таким образом, метапредметный подход в преподавании математики обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По мнению А.А.Кузнецова, метапредметные ( компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. В результате предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Источники:

  1. Интернет
  2. Бершадский М.Г «Основные направления приоритетного национального проекта «Образование» //Экономика в школе 2006 г//
  3. Бершадский М.Г «Информационно – образовательная среда современного школьника» //Школьные технологии 2002г//
  4. Хуторской А.В « Современная дидактика» // Питер 2001 г//
  5. Учительская газета март 2011г.
31.10.2017 19:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП