СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для нашего времени все отчетливее характерно несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Особенно остро эта проблема встает перед выпускниками школ, у которых еще нет достаточного социального опыта. Поэтому перед современной школой встает задача подготовить выпускника, обладающего качествами, которые позволят ему адекватно подходить к любым изменениям.

Сегодня большие надежды школа возлагает на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Профессиональная направленность и предпрофессиональная компетентность выпускника профессиональной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость человека, завершающего обучение в школе.

Само по себе введение предпрофильного и профильного обучения не решит всех проблем. Не секрет, что интерес к обучению у подрастающего поколения падает, многие старшеклассники не имеют четкого представления о том, чем хотели бы заниматься после школы. Поэтому перед системой образования стоит задача, найти новые пути повышения интереса детей к учебе. Одним из таких путей является интенсивное использование в учебном процессе метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. В настоящее время он популярен во многих странах, интерес к нему повышается и в России.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Метод проектов и личностноориентированный подход к обучению удачно вписываются в предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно сказалось на учебном плане школ. Учебный план профильного обучения включает четыре блока.

Блок 1 – базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения: математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно - научного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей).

Блок 2 – профильные общеобразовательные предметы, определяющие основную направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

Блок 3 – элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Блок 4 – учебные практики, проекты исследовательская деятельность.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Цели любого проекта должны способствовать:

  • мотивации учащихся на проведение исследований;
  • выработке навыков и умений групповой работы;
  • выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы;
  • мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов, тем, явлений.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
    • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
    • обсуждение возникших идей;
    • перечисление интересующих учащихся тем проекта;
    • формулирование темы и задач проекта для класса или группы учащихся.
  2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
    • уточнение намеченной цели и задач;
    • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
    • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
    • интерпретация данных;
    • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
  3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков):
    • Систематизация полученных данных;
    • Построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
  4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
    • Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
    • Обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне класса, школы, города и т. д.).

Типология проектов.

Проекты можно разделить на несколько групп.

  1. Доминирующая в проекте деятельность.
  1. Исследовательские.

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

2. Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Примером таких творческих проектов могут быть выпуски газет, сочинения, видеофильмы, спортивные игры, праздники, экспедиции и др.

3. Ролевые, игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

4. Ознакомительно – ориентировочные (информационные) проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

  1. Практико – ориентировочные (прикладные) проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них.

  1. Предметно – содержательная область
  1. Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам.

Типы проектов:

  • литературно – творческие проекты;
  • естественно – научные проекты;
  • языковые (лингвистические) проекты;
  • культуроведческие проекты;
  • спортивные проекты;
  • географические проекты;
  • исторические проекты;
  • музыкальные проекты и др.
  1. Межпредметные.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время.

  1. По характеру координации проекта.
  1. С открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

  1. Со скрытой координацией.

В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников. Он выступает как полноправный участник проекта.

  1. По характеру контактов.
  1. Внутренние или региональные (в пределах одной страны).
  2. Международные (участники проекта являются представителями разных стран).
  1. По количеству участников проекта.
  1. Личностные.
  2. Парные.
  3. Групповые.
  1. По продолжительности выполнения проекта.
  1. Краткосрочные. Для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы. Проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
  2. Средней продолжительности (от недели до месяца).
  3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основным критерием успешности является радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Большую значимость для детей имеет внешняя оценка.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
03.06.2017 00:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП