СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мечта учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать, хранить и использовать. В связи с этим необходимо использовать формы индивидуальной работы в процессе обучения.
Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю перед собой следующие задачи:
· развитие у учащихся информационно коммуникативных компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
· привлечение учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;
· удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся.
При реализации индивидуального обучения интересна такая технология как метод проектов.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. То всегда творческая деятельность[1].
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. [2]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Требования, предъявляемые к использованию метода проектов:
1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта;
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]
Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.
В вариативную часть учебного плана лицея входит предмет «Технология выполнения учебно-исследовательской работы». В рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами исследовательских работ, требованиями к оформлению работ, правилами работы с дополнительными источниками информации. На практике под руководством учителя учащиеся создают свои первые научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование носит реферативный характер по материалам информационных технологий и теории информации. В 10-х классах исследовательские работы реализуются в конкретные практические разработки программных продуктов. Причем используются компьютерные технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета информатика, так и выходящие за рамки школьной программы. После того как исследовательская работа выполнена, учащиеся представляют их на лицейской научно- практической конференции. Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на городских, краевых и региональных научно – практических конференциях.
Я, как учитель, всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Тему исследовательской работы учащийся может выбрать сам из той области информатики, которая его интересует. Но бывает и так, что учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы необходимо подготовить «банк проектов», провести разъяснительную работу о значимости того или иного проекта.
В своей работе целесообразно использовать различные виды проектов:
1) Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Например: «Плюсы и минусы сотовой связи», «Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».
2) Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Наша группа», разработка рекламного баннера.
3) Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Например: «Решение уравнений и неравенств в программе Match Cad», «Решение задачи оптимального планирования расчета стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения». [1]
Также при написании проектов необходимо уделять внимание и интегрированным исследовательским работам. Например: интеграция предметов «история» и «информатика». Проекты моих учеников: «История одного маршрута» (видеофильм), «Экскурсия по Березникам» (веб-сайт), «Раскрытие понятия «гражданское общество» в интернет сообществах».
На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Причем оцениваться должен не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели. Таким образом, я считаю, что обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов использую рейтинговую оценку. Учащиеся также принимают участие в оценивании проектов. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.
Суммирование выглядит следующим образом:
85-100 баллов - «5»
70 - 85 баллов - «4»
50 -70 баллов - «3»
Примерные критерии оценивания:
1) актуальность;
2) качественный анализ состояния проблемы;
3) владение автором специальным и научным аппаратом;
4) сформулированность и аргументированность собственного мнения;
5) практическая и теоретическая значимость исследования;
6) четкость выводов и обобщений;
7) грамотность оформления и защита результатов исследования.
Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:
• Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);
• Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);
• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний учащимися; формирование необходимых умений и навыков; развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей; обеспечивается повышение эффективности обучения, а также удовлетворение и развитие потребностей школьников в процессе обучения.
Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя, почувствовать свои силы, свой успех.
© 2018, Целищева Елена Дмитриевна 578