СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: « Жадность »
Цели классного часа:
1. Способствовать формированию нравственной культуры.
2. Формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера.
3. Развивать умение анализировать свои поступки.
Предварительное анкетирование учащихся
Ход классного часа
1. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.
СОБАКА И КОСТЬ
Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Л. Н. Толстой
Вопросы для анализа:
– Как можно охарактеризовать собаку? Почему?
– Чем же поплатилась Жучка за жадность?
– Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
Прием «Ассоциация»
Жадность
-Так что же такое жадность?
Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова
Подберите синонимы к слову жадность.
Скупость, корыстолюбие.
Работа над пословицами.
На доске пословицы:
Собака на сене, сама не ест и другим не даёт. Не зарься на чужое, свое береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. Маленькая жадность приносит большой вред.
- Объясните смысл каждой пословицы
-Легко ли определить, жадный человек или нет?
1.Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушку. Мама отказывается. Она жадная?
2.Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет снять шапку. Человек не отдает. Жадина?
3.Папа налил себе большую чашку чая, а дочке - маленькую. Пожадничал?
4.Один мальчик часто забывал линейку и на уроке все время просил у своего соседа по парте. Однажды тот отказался давать. Жадный?
5.Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка отказалась, но предложила научить подружку саму плести венки. Девочка жадная?
-А что такое бережливость? (Работа с толковым словарем)
Бережливость (также расчётливость, экономность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.
Бережливость - моральное
Работа в группах.
- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.
- Согласны ли вы со мною?
- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.
1) У жадных всего много (первая группа) Высказывания детей.
2) У жадных нет друзей (вторая группа)
Вопросы для анализа:
-Как выглядит жадный человек?
-К чему он может проявить жадность?
- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.
- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?
Нарисуем жадность.
Работа по рисункам детей (какой представляют себе «жадность» ребята)
- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».
-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)
А теперь перейдем к нам с вами.
-Вы встречали жадных людей?
-Хотели бы вы иметь жадного друга?
-Одно из мнений выскажет Дима Перескоков.
«Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке Кто выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящей дадено Даже не имя, а прозвище Жадина! Жадину я ни о чем не прошу В гости я жадину не приглашу Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу.
Послушаем небольшой рассказ.
Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина,-сказал Сережа. -Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами должна делиться? - сказала Марина и пошла играть».
Беседа.
Ребята давайте обсудим рассказ и ответим на вопросы.
- Можно ли назвать Марину жадиной?
-Есть ли у Марины друзья в классе?
Приведи примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку.
(«Морозко», «Цветик – семицветик»….)
Блиц – опрос.
(Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и сразу на него отвечает).
Ситуация 1
Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее прочитать. Как ты поступишь?
Ситуация 2
В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь. Но отдавать ее не очень хочется. Как ты поступишь?
Ситуация 3
У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время подходит твой одноклассник. Он смотрит и на тебя, и на конфету. Как ты поступишь?
Ситуация 4
Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?
Ситуация 5
У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит. А тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?
Анализ русских народных пословиц.
На доске записаны пословицы:
– Объясните смысл каждой пословицы.
Подведение итогов урока.
Это урок вопросов, которые позволяли задуматься над своими и чужими поступками, чтобы избежать необдуманных выводов.
Добрый - тот, кто творит добро, причём делает это бескорыстно.
Жадный - тот, кто ненасытен в своём желании, приобрести что - то.
- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе. Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Тест на жадность.
- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Сегодня мы предлагаем тебе решить для себя: жадина ты или нет. Но не забывай: есть и третий вариант — «я очень хороший». Возможно ли это? Ты узнаешь, пройдя этот тест на жадность!
Вопрос № 1. родители купили тебе игру, о которой вы давно мечтали. Дашь ли ты своему другу, подруге поиграть в неё |
|
А) |
Да Дам м |
Б) |
Вместе будете играть |
В) |
нет |
Вопрос № 2. тебя пригласили в гости. С пустыми руками появиться неприлично, ты покупаешь: |
|
А) |
то, что любит твой друг |
Б) |
в супермаркете — все, что любишь сам, |
В) |
символический тортик. |
Вопрос № 3. Твой день рождения, друзья спрашивают что подарить: |
|
А) |
да не важно, тебе главное, чтобы все пришли к тебе на твой день рождения; |
Б) |
предлагаешь вместе зайти в магазин и выбрать, то, что хочешь сам; |
В) |
вспоминаешь, что давно пора обзавестись сотовым телефоном |
Вопрос № 4. Тебя не пригласили на день рождения. Ты думаешь: |
|
А) |
наверное, его отмечают в узком семейном кругу, позвонишь — поздравишь; |
Б) |
хорошо, что не купил подарок; |
В) |
как жаль, у них всегда много вкусного приготовлено. |
Вопрос № 5. тебя просят о чем – либо, охотно ли вы выполните просьбу: |
|
А) |
да |
Б) |
надо подумать |
В) |
нет |
Вопрос № 6. Кормишь ли ты зимой воробушков? |
|
А) |
кормлю и первым, и вторым, и компотом; |
Б) |
кто бы меня накормил — пусть клюют червячков, мороженных; |
В) |
пусть летят на юг — понаехали, блин. |
Вопрос № 7. У тебя два одинаковых диска с игрой, один диск просит друг: |
|
А) |
подаришь |
Б) |
обменяешь на другой |
В) |
продашь |
Преобладают ответы А: ты вообще не жадный, более того, ты редкой души человек. К людям у тебя трепетное отношение, ты любишь людей. А твоим другом быть просто наслаждение.
Преобладают ответы Б: можешь успокаивать себя мыслью, что ты не жадный, а экономный.
Преобладают ответы В: ты жадина! Удивительно, что с тобой еще хоть кто-то здоровается. Твоя жадность не знает никаких границ.
Пожелание детям.
Быть добрыми, то есть творить добро, делиться не только какими - то вещами, но прежде всего вниманием, теплом и заботой; быть жадными к книгам, людям, новому!
© 2017, Купцова Юлия Александровна 3349