СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Жадность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Жадность »

Цели классного часа:

1. Способствовать формированию нравственной культуры.

2. Формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера.

3. Развивать умение анализировать свои поступки.

Предварительное анкетирование учащихся

  1. Каких людей называют жадными людьми?
  2. Встречал ли ты в своей жизни жадных людей?
  3. Быть жадным - это плохо или хорошо?
  4. Как себя ведут жадные люди?
  5. Тебе бы хотелось иметь жадного друга?
  6. Тебе хотелось бы быть жадиной?

Ход классного часа

1. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

СОБАКА И КОСТЬ

Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Л. Н. Толстой

Вопросы для анализа:

– Как можно охарактеризовать собаку? Почему?

– Чем же поплатилась Жучка за жадность?

– Как вы понимаете смысл слова «жадность»?

Прием «Ассоциация»

Жадность

-Так что же такое жадность?

Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

Подберите синонимы к слову жадность.

Скупость, корыстолюбие.

Работа над пословицами.

На доске пословицы:

Собака на сене, сама не ест и другим не даёт. Не зарься на чужое, свое береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. Маленькая жадность приносит большой вред.

- Объясните смысл каждой пословицы

-Легко ли определить, жадный человек или нет?

1.Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушку. Мама отказывается. Она жадная?

2.Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет снять шапку. Человек не отдает. Жадина?

3.Папа налил себе большую чашку чая, а дочке - маленькую. Пожадничал?

4.Один мальчик часто забывал линейку и на уроке все время просил у своего соседа по парте. Однажды тот отказался давать. Жадный?

5.Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка отказалась, но предложила научить подружку саму плести венки. Девочка жадная?

-А что такое бережливость? (Работа с толковым словарем)

Бережливость (также расчётливость, экономность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.

Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

Работа в группах.

- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.

- Согласны ли вы со мною?

- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.

1) У жадных всего много (первая группа) Высказывания детей.

2) У жадных нет друзей (вторая группа)

Вопросы для анализа:

-Как выглядит жадный человек?

-К чему он может проявить жадность?

- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.

- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

Нарисуем жадность.

Работа по рисункам детей (какой представляют себе «жадность» ребята)

- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».

-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)

А теперь перейдем к нам с вами.

-Вы встречали жадных людей?

-Хотели бы вы иметь жадного друга?

-Одно из мнений выскажет Дима Перескоков.

«Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке Кто выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящей дадено Даже не имя, а прозвище Жадина! Жадину я ни о чем не прошу В гости я жадину не приглашу Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу.

Послушаем небольшой рассказ.

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина,-сказал Сережа. -Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами должна делиться? - сказала Марина и пошла играть».

Беседа.

Ребята давайте обсудим рассказ и ответим на вопросы.

- Можно ли назвать Марину жадиной?

-Есть ли у Марины друзья в классе?

  • Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
  • Как вы думаете, что лучше в жизни человека-умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

Приведи примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку.

(«Морозко», «Цветик – семицветик»….)

Блиц – опрос.

(Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и сразу на него отвечает).

Ситуация 1

Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее прочитать. Как ты поступишь?

Ситуация 2

В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь. Но отдавать ее не очень хочется. Как ты поступишь?

Ситуация 3

У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время подходит твой одноклассник. Он смотрит и на тебя, и на конфету. Как ты поступишь?

Ситуация 4

Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?

Ситуация 5

У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит. А тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?

Анализ русских народных пословиц.

На доске записаны пословицы:

  • Много хочешь – последнее потеряешь.
  • Многого желать – добра не видать.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Ненасытному все мало.
  • Маленькая жадность приносит большой вред.

– Объясните смысл каждой пословицы.

Подведение итогов урока.

Это урок вопросов, которые позволяли задуматься над своими и чужими поступками, чтобы избежать необдуманных выводов.

Добрый - тот, кто творит добро, причём делает это бескорыстно.

Жадный - тот, кто ненасытен в своём желании, приобрести что - то.

- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе. Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Тест на жадность.

- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Сегодня мы предлагаем тебе решить для себя: жадина ты или нет. Но не забывай: есть и третий вариант — «я очень хороший». Возможно ли это? Ты узнаешь, пройдя этот тест на жадность!

Вопрос № 1. родители купили тебе игру, о которой вы давно мечтали. Дашь ли ты своему другу, подруге поиграть в неё

А)

Да Дам

м

Б)

Вместе будете играть

В)

нет

Вопрос № 2. тебя пригласили в гости. С пустыми руками появиться неприлично, ты покупаешь:

А)

то, что любит твой друг

Б)

в супермаркете — все, что любишь сам,

В)

символический тортик.

Вопрос № 3. Твой день рождения, друзья спрашивают что подарить:

А)

да не важно, тебе главное, чтобы все пришли к тебе на твой день рождения;

Б)

предлагаешь вместе зайти в магазин и выбрать, то, что хочешь сам;

В)

вспоминаешь, что давно пора обзавестись сотовым телефоном

Вопрос № 4. Тебя не пригласили на день рождения. Ты думаешь:

А)

наверное, его отмечают в узком семейном кругу, позвонишь — поздравишь;

Б)

хорошо, что не купил подарок;

В)

как жаль, у них всегда много вкусного приготовлено.

Вопрос № 5. тебя просят о чем – либо, охотно ли вы выполните просьбу:

А)

да

Б)

надо подумать

В)

нет

Вопрос № 6. Кормишь ли ты зимой воробушков?

А)

кормлю и первым, и вторым, и компотом;

Б)

кто бы меня накормил — пусть клюют червячков, мороженных;

В)

пусть летят на юг — понаехали, блин.

Вопрос № 7. У тебя два одинаковых диска с игрой, один диск просит друг:

А)

подаришь

Б)

обменяешь на другой

В)

продашь

Преобладают ответы А: ты вообще не жадный, более того, ты редкой души человек. К людям у тебя трепетное отношение, ты любишь людей. А твоим другом быть просто наслаждение.

Преобладают ответы Б: можешь успокаивать себя мыслью, что ты не жадный, а экономный.

Преобладают ответы В: ты жадина! Удивительно, что с тобой еще хоть кто-то здоровается. Твоя жадность не знает никаких границ.

Пожелание детям.

Быть добрыми, то есть творить добро, делиться не только какими - то вещами, но прежде всего вниманием, теплом и заботой; быть жадными к книгам, людям, новому!

23.08.2017 21:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП