СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Теория и практика обучения младших школьников написанию творческих работ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как часто в своем желании сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, соответствующим требованиям современного урока мы, учителя, забываем о том, что физические возможности детей небезграничны. А когда наши благие намерения – развить творческие способности учащихся, подменяются такими целями, как накопление отметок, пополнение личного дидактического фонда, то мы оказываемся на грани педагогического преступления!

С большой грустью приходится констатировать тот факт, что многие учителя, в том числе и учителя начальных классов, сами имеют плохое представление о творческих работах учащихся, об этапах работы над ними. Остановлюсь лишь на отдельных проблемах, усложняющих работу учащихся:

1. Расхождение в требованиях различных педагогов к оформлению, а главное, к содержанию творческой работы.

2. Неэффективность выполнения творческих заданий «по желанию», так как идёт перегрузка сильных учащихся, в то время, когда более слабые бездействуют и не получаю должного развития навыка самостоятельной работы.

3. Несоответствие форм творческих заданий возрасту учащихся, в итоге – работу выполняют родители.

4. Фактическое незнание учащимися правил, этапов работы над творческим заданием, что лишает его обучающей и развивающей функции.

Итак, наша с вами задача, уважаемые коллеги, восстановить в памяти имеющиеся знания о системе работы над творческими заданиями, поделиться собственным опытом в рамках данного вопроса, и безусловно, повысить свой теоретический уровень.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Творческая деятельность – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

В педагогике и психологии принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. Нетворческие виды деятельности определяются как репродуктивные, алгоритмические и рассматриваются в основном, как подражательные. Творческие формы освоения деятельности определяются как оригинальные, продуктивные и противостоящие подражательным.

В учебно – воспитательном процессе различают учебное и научное творчество.

Учебное творчество – это выполнение учащимися заданий, уже решённых наукой, но для учащихся имеющих субъективную новизну.

Научное творчество – это решение учащимися нерешённых научных задач, работа с научно – популярной литературой и проведение возможных практических исследований.

Начальная школа является базой, фундаментом для формирования и развития у школьников творческих способностей, для воспитания в каждом ребёнке самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы.

Какие же виды творческих заданий являются наиболее распространёнными?

Все творческие задания можно условно разделить на три большие группы:

- по содержанию;

- по виду деятельности;

- по уровню оформления.

К творческим заданиям по содержанию относят:

- вопросник

- кроссворд

-ребус

-сообщение

- доклад

-сочинение

- реферат и др.

Творческие задания по виду деятельности делятся на:

- индивидуальные

- парные

-мелкогрупповые (3-7 чел)

-групповые (до 10 чел.)

-коллективные

По уровню оформления творческие работы учащихся могут быть представлены:

- в рабочей тетради

- в форме экспозиции (на отдельном формате, содержащей иллюстрации, схемы, таблицы и др.)

- в форме буклета

- брошюры

- «раскладушки»

- альбома и др.

Наиболее распространённым видом творческих заданий по содержанию являются сочинения учащихся.

Школьники любят сочинения именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность, писать своё.

Виды сочинений в начальных классах

Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются:

- по источникам материала

- по степени самостоятельности

- по типу текста

- по стилю

В зависимости от источников материала выделяют:

1. Сочинение о виденном, слышанном самими учениками

- на материале труда

- экскурсий

-походов

-наблюдений

2. Сочинения на книжном материале, по картине, фильму и др.

3. Сочинения, где используются материалы разных источников.

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему, и сочинения индивидуальные.

По типам текста делятся на тексты – повествования, тексты – описания, тексты – рассуждения и смешанные типы (повествование с элементами описания или рассуждения)

По стилю сочинения подразделяются на эмоционально – образные, близкие к художественным, и деловые, близкие к научным.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. Е. степень самостоятельности учащихся возрастает. В 1 и 2 классах проводится преимущественно коллективная подготовка текста, в 3 классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно, в 4 классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения. В 1 и 2 классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные отметки.

Методика работы над сочинением

  1. Выбор темы учителем , а при планировании на более длительный период – определение тематика сочинений.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков и др. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, сочинение на тему «Первые признаки весны» может быть озаглавлено как «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идёт» и др.

Учащимся начальных классов не должна быть предложена широкая тема, поскольку они сразу начинают теряться и не могут раскрыть её достаточно определённо и глубоко.

2. Определение основной мысли сочинения.

Каждое сочинение должно представлять собой нечто цельное с точки зрения замысла автора. Основная мысль не всегда совпадает с темой сочинения, и это надо показывать школьникам. Например, в сочинении на тему «Снова в школе» можно развивать мысль о том, как приятно вернуться в родную школу после продолжительных каникул; а можно на эту же тему написать сочинение, в котором будет раскрыта другая мысль: очень жалко расставаться с весёлым летом и снова возвращаться в школу.

Задача учителя на данном этапе показать, что каждый ученик должен ставить перед собой какую- нибудь цель и доказывать в произведению какую – нибудь мысль. Эта главная мысль должна красной нитью проходить через всю творческую работу учащихся.

3. Накопление материала к сочинению.

Очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать. Ранее отмечалось, что основные источники материала для сочинений делятся на две группы: непосредственный опыт учащихся и обобщённый «чужой» опыт.

Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Младшие школьники могут подбирать отдельные слова, имена людей, цифры, отрывки из стихотворений, вырезки из журналов и др.

Чему же конкретно надо учить детей?

Во – первых, умению определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что относится к теме, что может быть использовано в будущем сочинении.

Во – вторых, умению фиксировать свои мысли и наблюдения.

В – третьих, умению пользоваться собранным материалом в устных и письменных высказываниях.

4. Составление плана.

План – это «проект» предстоящего высказывания, его скелет, каркас. Без плана не может быть связной речи. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений, за немногими исключениями (при подготовке рассказов – импровизаций, зарисовок картин природы, писем, а также сочинений – миниатюр, состоящих из 3-4 предложений).

В 1 и во 2 классах роль плана выполняют вопросы учителя, в 3 классе план сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в 4 классе осуществляется переход к самостоятельному составлению плана (в трудных случаях полезно над планом поработать коллективно, всем классом).

В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 частей. Формулировки пунктов могут иметь форму вопросов, форму повествовательных предложений и назывных предложений.

Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения. Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (план экскурсии, план наблюдения и др.).

Иногда можно доводить работу над сочинением не до полного текста, а лишь до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Этот приём поможет школьникам понять: если составлен хороший план, тол полный текст не обязателен.

5. Подготовка к написанию сочинения.

Подготовка к сочинению протекает за несколько дней до написания самого сочинения. Протекает она на различных уроках и во внеклассное время. Для написания сочинения в 1-2 классах отводится обычно не более одного урока, в 3-4 классах в необходимых случаях может быть добавлено некоторое время за счёт следующего урока. Структура сочинения зависит от вида сочинения и от возраста учащихся. Так, на уроке сочинения по картине выделяется время на её рассматривание и беседу по содержанию; сочинение по экскурсии требует беседы, восстанавливающей в памяти учащихся полученные на экскурсии сведения и др.

Однако независимо от вида сочинения достаточно чётко выделяются три этапа подготовки к нему:

  1. Накопление материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, чтение художественной литературы и др.).
  2. Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана и др.)
  3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление самого текста.

Первый и второй этапы могут выйти за рамки урока. Урок, на котором пишут сочинение, должен рассматриваться как подведение итога работы.

Планируя уроки по обучению сочинения, учитель помнит главную их цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над связным текстом.

Сочинения разных видов

  1. Сочинения по наблюдениям (описания)

Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Работая над сочинением – описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, чёткости в словесном оформлении своих знаний.

2. Сочинения – миниатюры – это сочинения малых форм. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся преимущественно на уроках грамматики, предъявляются те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени, так как длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (2-3 вопроса) или совсем отсутствует, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляются грамматические задания по той или иной теме. Так, например, при изучении темы «Имя прилагательное» ученики могут написать такое сочинение – миниатюру:

Котёнок

Маленький котёночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глазки чёрненькие, точно бусинки.

3. Отзывы о прочитанных книгах

В сочинениях данного вида ученики дают оценку прочитанному (или просмотренному фильму). И подготовка, и написание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения, где ученики дают устные характеристики прочитанному.

Начинать работу можно с 1 класса, но впервые урок обучения письму отзывов рекомендуется проводить не ранее 3 – 4 классов (коллективный отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками).

Обучение письму отзывов протекает следующим образом.

  1. Учитель контролирует, чтобы к моменту письма отзыва о книге она была прочитана всеми учениками. Для отзыва выбирается любимое произведение школьников.
  2. На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения.
  3. Знакомство детей с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах с последующим их разбором.
  4. Составление коллективного отзыва (обычно записывается на доске), редактируется и переписывается в тетрадь.

Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь вредна общая схема, невозможен единый образец. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе:

- краткий пересказ содержания книги;

- передача не всего сюжета, а наиболее понравившегося эпизода;

- характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги;

- сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни;

- отзывы, в которых речь идёт не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже некоторых писателей.

4. Сочинения по картине

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине;

- описание картины.

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2 классах, реже – в 3 классе. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 2-3 предложения, озаглавливают рассказики.

Повествовательные сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлён на картине. При этом ученик должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Описание картины

  1. Подготовка учителя к уроку по картине:

- определение темы картины.

Для этого учителю нужно выделить в картине главное (обычно то, что находится на переднем плане) и второстепенное (фон, обстановка, детали и др.), что позволяет лучше понять главное.

- определение идеи и основной мысли данного произведения.

В этом может помочь литература, посвящённая жизни и творчеству художника. Иногда в ней мы находим прямой ответ на интересующий нас вопрос.

- определение художественной ценности картины (композиция, цвет, свет, линия и др. )

- правильный выбор картины.

Требования, предъявляемые к картине, которую можно использовать на уроке:

1. Картина по содержанию должна быть доступной для учащихся, соответствовать возрастным особенностям их развития.

2. Необходимо учитывать воспитательное значение картины, т.е. какие выводы ученики могут сделать для себя, описывая ту или иную картину.

3. Картина должна воспитывать эстетические чувства, хороший вкус. Методисты рекомендуют использовать на уроках подлинные произведения искусства.

4. Для уроков русского языка необходимо выбирать картину с таким содержанием, которая давала бы возможность легко выполнять грамматические задания при её анализе.

2. Этапы работы по картине

- Анализ картины

Основной приём анализа картины – беседа. Большое значение имеют вопросы учителя, их формулировка и последовательность, например: что изображено на картине? Кто изображён на картине (или на переднем плане картины?) Где происходит действие? Когда происходит действие? и др. Завершающим вопросом беседы по картине должен быть вопрос об идее произведения, о том, что хотел сказать художник этой картиной.

Чаще всего беседа комбинируется с приёмом рассказа в форме вступительного или заключительного слова учителя. В кратком вступлении или заключении учитель рассказывает о художнике или о картине то, что необходимо знать учащимся, чтобы лучше понять произведение.

- Словарная работа

В процессе беседы на доске можно записывать названные учениками слова (например, прилагательные, глаголы и др.). Таким образом, к концу урока накопится список слов, которые явятся в последующей работе над сочинением по картине опорными. Эти слова ученики записывают к себе в тетрадь. Можно размножить словарь на компьютере и раздать эти списки учащимся. Кроме того, необходимо расширять кругозор школьников за счёт введения новых слов, значение которых детям ещё неизвестно.

- Составление плана

После того, как проведена беседа и словарная работа, составляется и записывается план (как правило, в форме коллективной работы). Для этого учащимся предлагается вспомнить последовательность беседы по картине.

- Рассказывание по плану

Устное рассказывание завершает работу по подготовке сочинения. Обычно рассказывает лучший учащийся. От рассказчика зависит многое: нужно, чтобы сохранилось впечатление от картины. Позднее можно практиковать коллективное рассказывание по картине (по каждому пункту плана – 1 ученик).

Однако, рассказывание в классе перед написанием сочинения носит и отрицательную сторону, так как оно сковывает творческую инициативу учеников. Многие ученики стараются написать сочинение близко к тому, что услышали. Поэтому необходимо предупреждать учеников, что они могут писать по –своему, должны обдумывать каждое слово и предложение.

В тех случаях, когда учащиеся могут справиться с сочинением без обобщающего рассказывания по плану, учитель сам кратко подводит итого работе.

Обучение сочинению загадок

1. Определение характерных признаков загадок

- загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать;

- в загадке коротко описывается предмет или явление;

- слова в загадке употребляются в прямом и переносном значении;

- загадка похожа на стихотворение ритмом (можно прохлопать) и рифмой (последние слова созвучны)

2. Выделение главных признаков того предмета, о котором будут сочинять загадку.

Например, про ежа: маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится круглым колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, которые часто носит на спине.

3. Использование приёма сравнения(подбор слов в переносном смысле)

4. Составление рифмы (с помощью учителя)

5. Сочинение загадок (индивидуально, в парной, групповой работах)

6. Проверка самостоятельной работы.

7. Анализ и редактирование составленных загадок.

Обучение сочинению сказок

1. Определение характерных признаков сказки:

- необычное начало;

- троекратный повтор;

- наличие волшебства (приём «оживления» предметов и явлений)

- хороший конец и др.

2. Определение вида сказки, которую будут составлять (волшебная, бытовая, о животных)

3. Определение действующих героев (можно по инициативе учителя).

4. Выбор заголовка.

5. Определение количества частей и сюжета по каждой части (по инициативе учителя)

6. Составление плана под руководством учителя и выбор опорных слов для каждой части.

7. Составление предложений по каждой части.

7. Запись сказки:

- после каждой части – на начальном этапе;

- после разбора всей сказки – 3-4 классы.

8.Проверка самостоятельной работы.

8. Анализ и редактирование.

Алгоритм работы над сообщением

  1. Поиск литературы учащимися по рекомендуемым спискам учителя.
  2. Работа с книгой – поиск статей.
  3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект, или, сделав ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
  4. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями (если деловой документ – оформление титульного листа по образцу:

- тема работы;

- вид работы (сообщение, доклад, отчёт …);

- учебный предмет (сообщение по истории);

- Ф. И. автора, класс;

- Ф. И. О. руководителя;

- год (внизу)

6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ)

Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.

Типы речевых ошибок

(лексико – стилистические, морфолого – стилистические, синтаксико – стилистические)

1. Повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях

Например: У нас есть кошка. Кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет.

2. Употребление слов в неточном или в несвойственном ему значении.

Например: Надоел «рыбий» (надо: рыбный) суп. Охотник «одел» (надо: надел) шапку и вышел.

3. Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний.

Например: «Обратно» пошёл дождь (нужно: опять пошёл дождь). «Вперёд всех» к реке побежал Вова (нужно: быстрее всех, или раньше всех, или первым).

4. Детское словотворчество.

Например: На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (нужно: штукатуры), монтажники.

5. Образование диалектных или просторечных форм слов общелитературного языка.

Например: «Они хочут» и «Он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.

6. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов.

Например: «Трудящие» вместо трудящиеся; « пришёл к ему» вместо пришёл к нему.

  1. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла.

Например: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (нужно: Только узкая полоска связывает остров с берегом).

8. Местоимённое удвоение подлежащего.

Например: Петя – он был самый сильный из ребят.

9. Употребление глагола в несоответственных временных и видовых формах.

Например: «Незнакомец входит в хижину и поздоровался».

10. Неумение находить границы предложений.

Например: а) «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов».

б) «Охотник однажды шёл по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дерево.

23.05.2016 21:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!