СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации. Тематический тренинг: «Похвала и порицание ребенка».
Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира, первоначального, фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы. Их сегодня очень много. Но один компонент присутствует в каждом из них – это оценка.
Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развития самосознания личности.
Оценку можно отнести к методам поощрения и наказания.
В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми являются следующие виды оценок:
-прямая оценка, выражается в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта(ребенка) и адресованная непосредственно к субъекту, например: «Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы и результат получился замечательный»,или «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку, и ему стало обидно;
-косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков другого лица, например:«Некоторые дети ведут себя сейчас, как медвежата из сказки «Два жадных медвежонка».
-опосредованная оценка - выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Ирина Алексеевна»,или«Наша Машенька всегда старается поступать, как сказочная добрая фея»;
- предвосхищающая оценка- выражается в одобрении предстоящих действий субъекта: «Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос»;
-отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.
Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Оценку как стимул широко используют все педагоги - «Я уверена ты это знаешь».
Ориентирующая функция оценки используется в практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. Потому что эта оценка позволяет не только оценить действия конкретного ребенка, но и помочь другим детям сориентироваться в правильности своих действий и поступков, например: «Оля- заботливая девочка- не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь малышу». Такая оценка позволяет не только оценить действия конкретного ребенка, но и помочь другим детям сориентироваться в правильности своих действий и поступков.
Кроме подобных вербальных оценок можно использовать специальные наглядные пособия, позволяющие представить детям идеальный образец действий, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия представляют собой оценочные карты, где есть схематическое изображение последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» изображены следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смывание мыла водой, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, мытье их после посещение туалета. Изображение этих действий понятны для детей.
В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной путь для этого – организация усвоения детьми моральных норм, регулирующих поведение. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Усвоению норм и правил поведения способствуют наглядные пособия такие как «Хорошо - плохо», «Наши правила»,
«Можно - нельзя» и.т.д. Как прием косвенной оценки можно применять наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и, одновременно, запрещающим сигналом. Например: знаки «Осанка», «Бегать нельзя», «Громкие звуки запрещены» и т. д. Выполнение правил, отраженных в этих знаках, для малышей является игрой, в которой постепенно закрепляется привычка следовать этим правилам.
Принимая во внимание многогранность влияния педагогической оценки на различные стороны воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, а также учитывая большую податливость дошкольников оценкам педагога, можно ее использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. С целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, образа его «Я» преимущество отдается поощрениям, похвале. Похвала и поощрение должны относится к действиям ребенка, и к его личности. Очень важно показать каждому ребенку, что его мнение, его выбор уважают, благодарить его за предложения, проявленную инициативу, дать почувствовать, что он личностно значим для окружающих, принимается ими, а его компетентность положительно оценивается.
Позитивные оценки с психологической точки зрения являются более информативными для ребенка, поскольку, поощряя его, педагог показывает, как нужно правильно поступать, действовать, вести себя. При отрицательных оценках образец правильного действия обычно не задается взрослым.
Абсолютным правилом должно быт следующее: порицание может относиться только к конкретным действиям ребенка и никогда – к ребенку как к личности. Неудачи малыша в какой-либо деятельности не фиксируются специально взрослым, на их основании не делаются выводы, унижающие достоинство ребенка. Неудачи и затруднения являются, прежде всего, сигналом взрослому о помощи, поддержке, обучении ребенка, открытии для него новых навыков, способностей. Таким образом, затруднение должно стать ситуацией развития ребенка, а не эмоциональной травмы, как это бывает при негативной оценке педагога.
Виды наказания.
1. Запрещение действий (толкается, дерется).
2.Изоляция от детского коллектива (ссорятся).
3.Лишение интересной деятельности.
4.Физическое наказание запрещено.Требования к наказанию.
1.Наказание не должно повредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка.
2.Наказание должно быть полезным для ребенка.
3.Если есть сомнения наказать или нет, то во избежание травмирования психики – не наказывать.
4.Наказание не должно быть для профилактики на всякий случай.
5.Наказание не исключает любви взрослого.
6.Учитывая срок давности поступка лучше не наказывать.
7.Не должно быть унижения.
8.Ребенок не должен бояться наказания.
9.Наказание должно относиться к поступку, а не к ребенку.
10.Не должно быть наказания трудом.
Виды отрицательной оценки.
1.Осуждение.
2.Порицание (словесное осуждение; проводить отрицательную словесную оценку на фоне юмора).
Требования.
Правила при использовании поощрения.
- детей с комплексом неполноценности хвалить больше и авансом;
-детей сверхполноценных хвалить только за достижения;
- самолюбивым детям давать оценку адекватную (оценку сегодняшним действиям).
- детей неполноценных, обиженных, неудачников – хвалить больше.
5.Хвалить не в сравнении с другими детьми, а в сравнении с самим собой.
Заповеди педагогического общения.
Заповедь первая.
Общение не может строится на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что он взрослый». Задача взрослого – показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.
Заповедь вторая.
Важно уметь выслушивать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого – убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком.
Заповедь третья.
Не угрожать и не обещать наград.! Воспитатель часто пользуется формулой «Если…,то…», и дети принимают ее как основное правило взаимодействия со взрослыми. Контроль, за выполнением требования, должен быть, по возможности, скрыт от ребенка. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.
Заповедь четвертая.
Необходимо учить детей общаться, а именно:
-уметь слушать партнера по общению, не перебивать его,
-говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить,
-пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Заповедь пятая.
Чтобы у педагога сложилось правильное представление о воспитаннике, необходимо учитывать:
-условия жизни семьи,
-статус ребенка в ней,
-уровень взаимоотношений членов семьи,
-отношения сверстников,
-оценку поведения ребенка.
© 2017, Трофимова Александра Александровна 598