СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки и проведения занятий – экскурсий по искусствоведческой тематике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время все большей популярностью среди студентов пользуются занятия-экскурсии по следующим дисциплинам : «Мировая художественная культура», «История искусств», «Рисунок и живопись». Необходимо отметить, что проведение занятий-экскурсий по различным художественным направлениям имеет ряд специфических особенностей требует от педагога-экскурсовода высокого уровня знаний, умения владения методикой.

Тематика занятий-экскурсий весьма разнообразна. Это творчество какого-либо художника, архитектура, скульптура, мастера декоративно - прикладного искусства (гобелен, стекло, филигрань, народные промыслы, резьба по дереву, резьба по камню) и т.д. В данной статье хотелось бы подробно проанализировать все направления и особенности подготовки педагогов – экскурсоводов по искусствоведческой направленности. Совсем недавно вместо традиционного занятия-лекции по современному искусству, студенты факультета СПО посетили персональную выставку художника Никаса Сафронова, где им была предложена форма занятия – экскурсия.

Занятие проходило на базе Тольяттинской картинной галереи, в выставочном зале. Студенты смогли увидеть большой спектр оригинальных работ автора (пейзажи, портреты, графические наброски), и смогли услышать по каждой картине рассказ - экскурс. Данная форма ведения занятия расширяет творческий кругозор студентов и дает им более полное представление о мастерстве того или иного художника. Также важна и методика проведения данных занятий, которая является основной профессионального мастерства педагога-экскурсовода.

Экскурсия – это сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий, направленных на достижение поставленной цели. Действия в экскурсии разработаны и связаны с передвижением группы по маршруту, движение относительно объектов (их объезд или обход) наблюдением памятников, включенных в маршрут, пояснением экскурсовода, который делает осмотр целенаправленным и т.д.

Все действия на экскурсии подразделяются на деятельность экскурсоводов и экскурсантов. Оба вида деятельности объединены целью экскурсии.

Деятельность экскурсанта находит свое выражение, в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Наблюдение объектов представляет собой практические действия в специфических, специально создаваемых для этого условиях.

Речь идет о том, что излишняя активность экскурсовода, стремление приковать внимание к себе нарушают процесс восприятия информации на экскурсии. Нужно постоянно помнить об особенностях экскурсии, ее отличиях от других форм информации. Например, в итоге хорошей лекции человек услышал о том, что для него представляет интерес, он может вспомнить то, о чем рассказывалось. В итоге хорошей экскурсии человек увидел то, о чем шла речь, он может зрительно припомнить все показанное и значительную часть того, о чем рассказывал экскурсовод.

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к такой форме и методу приобретения знаний, как экскурсия, а также совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп.

Экскурсионная методика – это и умение производить определенную работу в соответствии с утвержденными правилами и требованиями. Требования экскурсионной методики не ограничиваются рамками непосредственного проведения экскурсий. Ими необходимо руководствоваться в ходе подготовки новой темы. Методика требует, например, чтобы обеспечивался правильный отбор объектов для наблюдения, все основные объекты и раскрываемые на их основе подтемы были объедены в единое целое, в ходе изучения темы преобладал показ объектов и соблюдалась логическая последовательность в их показе. Это требование находит отражение в размещении объектов на экскурсионном маршруте, точном определении и использовании кульминационного пункта в рассказе при раскрытии темы, выделении и использовании пауз между объектами (так называемый «воздух» в экскурсии), в нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличный шум, посторонние разговоры, объекты, не входящие в тему и др.).

Методика предъявляет определенные требования к рассказу экскурсовода. Продолжительность любых пояснений, справок, цитат, литературного монтажа при наблюдении объекта экскурсантами не должна быть более длительной, чем способность самого объекта своим внешним видом, своими способностями (экзотичностью, известностью, познавательной ценностью, выразительностью) привлекать к себе внимание экскурсантов.

С учетом требований методики выбирается форма и приемы рассказа. Для этого экскурсовод должен ясно представлять задачи использования тех или иных приемов рассказа. Так, используя цитату («то, что призывается в свидетели»), он исходит из того, что предлагаемая им дословная выдержка из текста выполняет одну из задач: изложить какую-либо мысль: пояснить событие, явление факт, мысль; вызывать интерес к теме; приковать внимание к историческому событию или наблюдаемому объекту, вызвать образ объекта в сознании экскурсанта. Цитирование требует известного мастерства. Фразы, отбираемые для цитирования, должны иметь точное смысловое выражение, быть законченными. Фраза, неумело вырванная из контекста, преобладает другой смысл.

Одно из требований методики – так строить экскурсию, чтобы показ при освещении подтем, составляющих экскурсию, был привлечен, чтобы в экскурсионном рассказе, в отличие от лекции, значительная часть используемых доказательств носила наглядный (зрительный) характер, поэтому такое большое значение методика придает сочетание рассказ с показом, использованию различных форм экскурсионного анализа демонстрируемых экскурсантам памятников. Основное требование экскурсионной методики формируют лаконично: «от показа к рассказу».

Методика направляет процесс организации труда экскурсовода, в том числе и такие важные разделы, как предэкскурсионная и послеэкскурсионная работа. Владение методикой – главное в профессиональном мастерстве экскурсовода. В то же время, для обеспечения высокого качества любой экскурсии необходимы общая эрудиция, обширные знания по теме, высокая культура речи, практическое владение элементами психологии, педагогики и логики, которые делают более эффективным общение экскурсовода с аудиторией.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, что рассказ на экскурсии должен быть конкретным и предметным. Например, описываемая картина исторического события должна быть связана с тем конкретным местом, где оно происходило. Только в этом случае может идти речь об экскурсионном показе. Знание экскурсоводом методики, ее особенностей, требований и методических приемов, умение применять эти приемы на практике, в ходе проведения экскурсий, называют методическим мастером.

Необходимо также учитывать возможность экскурсантов, быть убежденным, что указания посильны для аудитории. Экскурсоводу нужно уметь смотреть на объект не только своими, профессионально натренированными глазами, но и глазами экскурсанта, которые видят объект впервые. Это позволяет правильно определить оптимальную схему (т.е. наилучшую, наиболее благоприятную) наблюдения, и не вообще, для данной конкретной группы.

Хорошо придуманные и вовремя данные указания создают логично построенную систему наблюдений, содействующих более полному использованию возможностей зрительного ряда в процессе познания окружающей нас действительности. О качестве рассказа экскурсовода говорит его умение использовать в общении с аудиторией такую форму речи, как реплика. Содержание реплики может быть ответом, возражением на слова одного из экскурсантов, на чье-то неправильное поведение, на реакцию группы, связанные какой-либо неожиданностью. Особенное ценно, если экскурсовод свою реплику сумеет привязать к теме экскурсии, вплести в ткань рассказа.

При подготовке рассказа нужно подумать об изменении тона рассказа в зависимости от содержания фактического материала, который излагает экскурсовод. Волнение в связи с теми или иными событиями вызывает у рассказчика гнев, отвращение, радость, гордость, восхищение, печаль. Это ведет к изменению звучанию голоса. Рассказа ведется в зависимости от содержания, например, в приподнятом тоне. Экскурсовод интонацией голоса подчеркивает значение событий, приковывает к нему внимание экскурсанта, заставляет их сделать правильные выводы.

Таким образом, подготовка к занятием – экскурсиям имеет ряд особенностей и предполагает наличие не только глубоких знаний, но и ряда профессиональных тонкостей, от которых зависит правильное и объективное восприятие и поведение экскурсантов при посещении тех или иных выставок.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристической индустрии (сборник научных трудов), Санкт-Петербург, 2008 г.

2. Долженко Г.П. «Экскурсионное дело» учебное пособие, Инд-центр: «Март» Москва – Ростов-на-Дону, 2008 г.

3. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Москва, «Советский спорт», 2005 г.

4. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие М., ЦРИБ «Турист» 2007 г.

5. Сичиникова В.А. «Экскурсионная работа: Пособие для учителей». М., Просвещение, 2005 г.

Категория: МХК
16.06.2017 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!