СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ, МЕСТОИМЕНИЯМИ И НАРЕЧИЯМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлоги. Согласно программе работа над предлогами прово­дится во всех классах начальной школы, однако в качестве само­стоятельной темы предлоги не изучаются.

В / классе основная задача сводится к развитию у детей уме­ния выделять предлог как слово из потока речи и писать его от­дельно от других слов. Во // классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В /// классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляют некоторые предлоги, а также знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями. П. изучаются в той или иной степени в течение трех лет. Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. состоит в том, что они выражают отношения (связь) между словами в предложении.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи: 1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание; 2) усвоение детьми роли предлогов в предложении. Решение этих задач осуществляется в тесной взаимосвязи. Уча­щиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов: — слитное написание со следующим за предлогом словом; — графически неправильное написание (ис кувшина, бес пальто);— пропуск предлога (прыгнул воду). Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково независимо от его произношения. В работе над предлогами учитель руководствуетсяследующими положениями. 1. Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. 2. При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно. 3. Грамматическое значение предлога, как и лексическое, про­является в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с пред­логами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора. 4. Поскольку между предлогом и падежом существует опреде­ленная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных оконча­ний (служат для связи слов).

Местоимение. Необходимость изучения местоимений в началь­ных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно час­то допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Кроме того, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики: устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями. Давая общее представление о местоимениях, следует в процес­се упражнений довести до сознания детей их значение. Содержание сообщаемых сведений можно выразить в такой таблице: Тот, кто сообщает или спрашивает — Я

Я и другие — МЫ Тот, к кому обращаются с речью — ТЫ

Ты и другие — ВЫ Тот, о ком говорят — ОН (ОНА, ОНО) Все, о ком говорят — ОНИ

Но учащиеся должны уметь узна­вать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с место­имениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полезно давать задания на замену местоимениями существительных с предлогами и наоборот.

Чтобы дети научились узнавать местоимения 1, 2 и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. 1) списать, заменяя выделенные существительные местоиме­ниями; 2) выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них; 3) списать и подчеркнуть местоимения; 4) при списывании вместо точек вписать местоимения в нуж­ной форме.

Наречие. Тема «Наречие» в начальных классах не изучается, но практика показывает, что первоначальные, самые минимальные сведения об этой части речи необходимо дать младшим школьни­кам, так как эти слова часто используются детьми в устной и пись­менной речи.

Наречие — это грамматическая категория, под которую под­водятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. На­речия примыкают к глаголу, именам существительным, прилага­тельным и производным от них.

Являясь знаменательным словом, наречие обладает самостоя­тельным лексическим значением, чем и отличается от служебных слов. Наречия уточняют значения слов, к которым относятся.

В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как?где?куда? откуда? когда?). Главное при работе с наречиями — научить детей распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия:

1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.; 2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.

Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом.

Второй задачей является формирование первоначальных навы­ков правописания небольшой группы наречий. Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например: 1) в процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов: отдыхали как? — весело; пришел откуда? — издалека; 2) при работе с синонимами: весело — забавно, громко — оглушительно; 3) при работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.Лексические упражнения желательно связывать и с трениров­кой в написании различных орфограмм: — безударных гласных: тяжело — легко, темно — светло;

— непроизносимых согласных: рано — поздно, весело — грустно; — звонких и глухих согласных: высоко — низко, далеко — близко. Полезно обращение к наречиям с целью развивать умение от­личать их от других слов при классификации и группировке слов по частям речи.

Категория: Русский язык
14.11.2015 22:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!