СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над сказкой учащихся 3 класса с ОНР 2-го уровня в школе с тяжёлыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над сказкой учащихся 3 класса с ОНР 2-го уровня в школе с тяжёлыми нарушениями речи

Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Мы встречаем их в программе, так уже в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки, позже - авторские сказки.

За сказочным вымыслом всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный, скрываются реальные человеческие отношения. Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Сказка - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся. Она вселяет оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития учащегося с тяжёлыми нарушениями речи, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в педагогической литературе. И чтобы все это дошло до сознания ребенка с ОНР, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, тема является актуальной.

Методика работы над сказкой на уроках литературы

2.1. Особенности детей с ОНР 2-го уровня

У детей с общим недоразвитием речи 2-го уровня имеются начатки общеупотребительной речи. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм. Звукопроизношение значительно нарушено, это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.

Многие дети вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Вследствие органической недостаточности ЦНС они быстро устают.

У детей оказываются несформированными коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи, затруднен процесс овладения различными компонентами языковой системы. Помимо этого выявляется недостаточность когнитивной деятельности: недостатки слухоречевой и зрительной памяти, оптико-пространственных функций, низкий уровень понимания словесных инструкций, трудности в овладении обобщающими понятиями.

Часто выявляется неустойчивость внимания, снижены работоспособность, познавательная и речевая активность.

Замедлен темп формирования произвольной регуляции поведения и деятельности.

Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии. В зависимости от степени компенсации дети могут быть направлены в школу с тяжелыми нарушениями речи.

Специалисты, работающие с указанной выше категорией детей, в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей и их психологические особенности.

2.2. Методика работы над сказкой на уроках литературы

Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повто­ряется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего по­тому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Безусловно, у каждой сказки есть и своя композиционная осо­бенность. Поэтому только по указанной выше специфике компо­зиции произведения нельзя делать учащимся вывод о том, сказ­ка перед ними или нет. Важно учить школьников при распозна­вании жанра произведения учитывать совокупность его при­знаков.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать ученикам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- Подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- обобщающая беседа;

- подведение итогов;

- задание детям на дом.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические.

Сказки о животных.

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные.

Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используют­ся те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, сло­весное и графическое рисование, составление плана, все виды пе­ресказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и неко­торые другие.

Специального внимания заслуживает следующий вопрос: рас­крывать ли учащимся аллегорию сказок о животных подобно тому, как это делается при чтении басен?

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В. Г. Белинский, кото­рый писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя».

Итак, вначале сказка анализируется как реалистический рас­сказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотноше­ния (кто кого поддерживает и почему).

Необходимо особо подчеркнуть, что в процессе чтения сказок учитель постоянно работает над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексиче­ским значением слова, его употреблением в предложении.

Среди сказок о животных, особо следует выделить группу сказок, в которых, наряду с жи­вотными, в качестве действующих лиц выступают явления при­роды: Мороз, Ветер, Солнце, Весна, Зима. Для всех сказок данного вида характерна четкая реальная основа — изменения в природе. Нереален лишь сам факт разго­вора птиц, зверей и других животных между собой (при этом со­держание их переговоров тоже является жизненным). Учащиеся хорошо понимают, что «разговор» — это сказочная условность, делающая повествование ярким и живым.

Указанные особенности рассматриваемых сказок обусловли­вают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания.

Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.

Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Специфика волшебных сказок заклю­чается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направлен­ности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это ха­рактеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

Существуют следующие рекомендации при работе над сказокой.

- Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).

- Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать. Важна в сказке интонация, яркость выражения. Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

- Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

- Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

- Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

- Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

- Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Можно нарисовать картинный план.

- Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

- На доске нужно выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

- Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

- После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. Знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость. Глубоко прав К. Д. Ушинский, называя сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики». Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навы­ков связной речи. Младшие школьники с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразитель­ные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложе­ний, живость повествования.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

22.09.2017 07:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП