СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтение является приобретенным навыком и содержит в себе несколько компонентов, а именно: правильность, осознанность, выразительность, беглость. Выразительное чтение формирует правильное понимание предмета чтения, дает осмысленные образы и возможность уловить эмоциональный сюжет произведения.
Выразительное чтение успешно развивает воображение, является доступным и эффективным средством к развитию речи, повышает содержательный и идейный смысл произведения [3, с. 15].
Чтение относится к речевой деятельности и имеет следующую структуру:
Исходя из структуры, можно сказать, что понимание написанного является ключевой целью выразительного чтения. Заключение мысли, вывод, формирование собственного отношения к произведению являются основой формирования личности, которое происходит за счет правильной обработки текста и содержащихся в нем знаков препинания.
Необходимые навыки чтения при работе с текстом включают в себя:
Главное значение в методологии обучения выразительному чтению является дикция, правильное произношение. В формировании правильного произношения большую методологическую и функциональную роль играют скороговорки, поговорки, пословицы. Произношение скороговорок тренирует речевой аппарат, развивает дикцию, делает речь быстрой и четкой.
Не менее важны при обучении выразительному чтению паузы, которые создают эмоциональный окрас сюжета. Они бывают логическими, накладывающими смысловой фактор и психологическими, обуславливающие эмоцию, чувства.
Технические аспекты методологии обучения состоят из способа и скорости чтения, динамики чтения. Психологи во время исследования процесса чтения, выявили взаимную связь между всеми этими элементами. Способы чтения детей, приходящих в начальную школу, у всех разные. Одни используют технику слогового чтения, другие – слогового и целыми словами, третьи обладают навыками чтения словами, группами слов. Несовершенство техники чтения становится причиной сокращения скорости чтения.
Главной методологической задачей преподавателя в свете такой разности уровней подготовки младших школьников становится работа с каждым учеником на его уровне для последующего перехода к более совершенному овладению навыком выразительного чтения [2, с. 107]. Важнейшим принципом такой технической стороны подготовки является последовательность.
Из преодоленных этапов по сложности и овладения техникой выразительного чтения формируется динамика чтения, которая фиксируется преподавателем.
Техническая сторона методологии обучения выразительному чтению состоит также в правильности чтения, которое предполагает безошибочность – отсутствие пропусков, замен, искажения. Для этого необходимо развивать сознательность у читающих, то есть развивать речь. Это необходимое условие для обучения выразительному чтению, которое перекликается с уровнем психологического, эмоционального развития читающего. Необходимо, чтобы ребенок обладал некоторым опытом и знаниями, чтобы понимать общие тенденции произведения в изменении его эмоционального фона.
Методология обучению навыкам выразительного чтения предполагает автоматизацию техники чтения. Фактически, преподаватель должен показать ученикам, как меняется значение фразы и произведения в целом, если прочитать ее по-разному.
Таким образом, методология обучения выразительному чтению состоит из множества аспектов, связанных с эмоциональной, технической и психолого-педагогической работой. В каждом элементе комплекса обучения выразительному чтению необходимо придерживаться правила последовательного, поступательного обучения, гарантирующего высокой эффективности в будущем. Значение навыка выразительного чтения чрезмерно велико в разрезе формирования личности, поскольку обеспечивает минимальный необходимый уровень эмоционального развития учащегося.
Список использованных источников:
© 2016, Харламова Татьяна Дмитриевна 534