СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.
При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая
продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог
. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде.
При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во-первых, для выдвижения и проверки гипотез школьникам, как правило, необходим определенный материал. Во-вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько.
В-третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным. Рассмотрим наиболее типичные варианты уроков с побуждающим к гипотезам диалогом.
На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.
Уроки с несколькими решающими гипотезами обычно выстраиваются таким образом, чтобы ошибочные гипотезы не появлялись вообще. Наиболее типичным является последовательный порядок, при котором сначала выдвигается и проверяется одна решающая гипотеза, потом другая и так до последней гипотезы.
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.
анализ |
учитель |
ученики |
Актуализация |
– Дайте определение понятию «атмосферное давление». – Почему над различными участками земной поверхности атмосферное давление неодинаковое? – Над каким вопросом вы работали дома? – Как вы на него ответили? Фиксирует ответ на схеме. |
Дают определение. – Различия в атмосферном давлении вызваны различиями в плотности воздуха. Чем воздух плотнее, тем он тяжелее, значит, давление больше. – Какое атмосферное давление будет наблюдаться над сушей и над водой днем? – Над сушей давление понижается, т. к. суша нагревается быстрее, воздух менее плотный – он легче и меньше давит на земную поверхность; над морем прохладнее, так как оно медленнее нагревается, воздух плотнее, следовательно, давление повышенное. |
Поиск решения подводящий без проблемы диалог вывод |
– Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. |
– Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные стороны и движется из области повышенного давления в область пониженного давления. – Ветер. – Ветер – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления. (Открытие нового знания). – Ветер это …. |
задание на формулирование темы |
– Значит, какую тему мы начали изучать? Фиксирует тему на доске. |
ветер |
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения представляет собой порядок организации учебной деятельности. В педагогике принято различать фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы. В то время как традиционные методы сообщения темы и знания всегда фронтальны, проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения.
Методы постановки проблемы и формы обучения. Побуждающий от проблемной ситуации диалог позволяет варьировать формы обучения при создании проблемной ситуации, однако выход из нее (собственно диалог) всегда проводится фронтально.
Приемы создания проблемной ситуации и формы обучения
Прием |
Форма обучения |
|
1. |
фронтальная, групповая, индивидуальная (заранее подготовленные ученики) |
|
2. |
вопрос |
фронтальная |
Практическое задание |
фронтальная, парная (у доски), парная (за партой), групповая, индивидуальная (у доски) |
|
3. |
вопрос |
фронтальная |
Практическое задание |
фронтальная, индивидуальная (у доски) |
|
4. |
только фронтальная |
При создании проблемной ситуации приемом 1 (предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений) можно использовать фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы.
При создании проблемной ситуации приемом 2 (столкновение мнений учеников класса) вопрос на новый материал обычно задается фронтально, а противоречивые мнения для большей наглядности можно фиксировать на доске.
Что касается практического задания, помимо фронтальной работы, возможны и другие формы обучения. Во-первых, два ученика могут одновременно выполнять задание на левом и правом потаенных крыльях доски. Для проверки задания крылья доски сводятся, и разброс мнений виден совершенно отчетливо.
Во-вторых, задание могут выполнять совместно соседи по парте. В этом случае определенную трудность представляет озвучивание результатов, поскольку вывешивать и сопоставлять рабочие листы всех пар класса слишком долго и трудоемко. Можно рекомендовать следующие варианты представления результатов: а) учитель, опираясь на рабочие листы пар, сам заполняет на доске заранее заготовленный образец, при необходимости добавляя от себя ошибочный вариант; б) учитель просит поднять руку сначала
тех, кто выполнил задание одним образом, а потом тех, кто выполнил
иначе.
В-третьих, задание могут выполнять группы на рабочих листах, которые затем вывешиваются и сопоставляются.
В-четвертых, практическое задание может выполнять один ученик у доски, а фронтально работающий класс с ним не соглашается.
При создании проблемной ситуации приемом 3 (противоречие между житейскими представлениями учеников и научным фактом) сначала классу предъявляется вопрос или практическое задание на новый материал. При этом вопрос обычно задается фронтально, а практическое задание может выполнить один ученик у доски. Затем педагог сообщением, экспериментом, наглядностью предъявляет научный факт, причем чаще всего это происходит фронтально.
При создании проблемной ситуации приемом 4 (практическое задание, не сходное с предыдущими) фронтальность выступает обязательным требованием, поскольку в групповой или парной работе ученики могут с заданием справиться, и планируемая проблемная ситуация не возникнет.
Подводящий к теме диалог чаще всего организуется фронтально. Однако здесь
возможно чередование форм работы, при котором одни практические задания выполняются фронтально, а другие по группам или парам.
Сообщение темы с мотивирующим приемом обычно проводится фронтально. В то же время данный метод потенциально содержит широкие возможности применения индивидуальной формы работы, поскольку мотивирующий прием может предъявить классу заранее подготовленный ученик, пара или группа учеников.
Методы поиска решения и формы обучения. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог дает чрезвычайно широкие возможности применения групповой формы обучения. Однако при подготовке конкретного урока следует учитывать, что в группах может осуществляться только одно действие: либо выдвижение гипотез, либо проверка, причем группы должны выполнять равноценную работу с
равноценным материалом (недопустимо, например, чтобы одна группа проверяла ошибочную гипотезу, а другая – решающую).
На уроках с одной решающей гипотезой ученикам обычно предлагается одинаковый для всех материал для выдвижения и проверки гипотез. Последовательный вариант выдвижения гипотез при этом всегда фронтален. При одновременном варианте оптимальным является групповое выдвижение гипотез и фронтальная их проверка, причем как каждой по отдельности, так и всех гипотез сразу. В то же время для случая отдельной проверки каждой гипотезы возможна и другая комбинация форм обучения: фронтальное выдвижение гипотез – фронтальная проверка ошибочных гипотез – групповая проверка
решающей гипотезы.
На уроках с одной решающей гипотезой возможности для групповой работы можно расширить, если предложить ученикам разный материал либо для выдвижения, либо для проверки гипотез. В первом
случае группы на разном материале последовательно выдвигают одну и ту же решающую гипотезу. Во втором случае группы на разном материале осуществляют общую проверку одновременно выдвинутых
гипотез.
На уроках с несколькими решающими гипотезами варьирование форм обучения не только возможно, но и необходимо. Как показано выше, для таких уроков наиболее типичен последовательный вариант выдвижения гипотез. Будет значительно эффективнее реализовать его не фронтально, а по группам следующим образом. Класс разбивается на группы по количеству решающих гипотез. Каждая группа работает с собственным материалом и затем озвучивает всему классу и сам материал, и соответствующую ему гипотезу. Класс проверяет гипотезу своим согласием. Кроме того, при последовательном варианте выдвижения гипотез возможно чередование материала и форм обучения, когда несколько гипотез выдвигаются и проверяются фронтально на одинаковом материале, а остальные гипотезы выдвигаются по группам и проверяются фронтально на разном материале.
© 2015, Каменнова Светлана Александровна 1615