СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировоззрение, система ценностей и традиции англичан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мировоззрение, система ценностей и традиции англичан

Особенности национального самосознания в Англии лучше всего проявляются в культуре повседневности англичан.

Англичане испытывают врожденное недоверие ко всему незнакомому, это наиболее ярко проявляется в их отношении к географии собственной страны. С давних пор в Англии существовало деление на Север и Юг. Для южанина цивилизация кончается чуть севернее Лондона, по его представлениям, чем дальше на север, тем менее привлекательны черты характера населения, которые он относит к более холодному климату.

Северяне отмечают излишнюю мягкость южан, их неразборчивость в пище и легкомысленное отношение ко всему действительно важному в жизни. Потому, если речь идет о шотландцах или ирландцах, соседях по британским островам, то тут уж англичане абсолютно не сомневаются в собственном превосходстве.

Британские острова всегда были населены несколькими различными культурами. Шотландцы, уэльсцы и северные ирландцы в основном являются потомками кельтов, англичане – потомки англосаксов.

Существует множество различий между четырьмя нациями, а также разнообразие культур внутри этих стран. Таким образом, вопрос о национальном самоопределении всегда остается актуальным. Критики отмечают, что многие жители Великобритании не считают себя "британцами", и полагают, что необходимо радикально пересмотреть этот термин в свете мультинациональной и многорасовой страны, входящей в Европейское Сообщество, хотя "типично британское" поведение приписывалось всему населению страны с 1070 года, когда была образована Великобритания.

С тех пор в это понятие вкладывается стабильность и централизованность института управления без ущерба для сложившихся национальных традиций. Были созданы единая политическая, общественная и государственная системы, в результате чего все жители островов стали ощущать себя единым народом. Но это не снимает с повестки дня вопрос о национальных противоречиях.

В отношении к своим соседям англичане проявляют национализм, хотя сами не видят особой разницы в определении себя британцами или англичанами. Представители же других народов всегда разграничивают свой народ и Великобританию в целом и предпочитают осознавать себя именно шотландцами, уэльсцами или ирландцами.

Таким образом, современные британцы – смешанный и неоднородный народ, и всё это разнообразие усугубляется эмигрантами и приносимыми ими культурами.

Противопоставление Остров – против Континента является для британцев ещё более значимым. Англия всегда ощущала себя центром планеты (недаром нулевой меридиан проходит именно здесь, в Гринвиче).

Борьба с материком составляет содержание истории Англии в течение второго тысячелетия, включая и Наполеона, и Гитлера, которые готовились высадиться на острове, – вплоть до наших дней, когда англичане уже столь уверены в прочности и незыблемости своего существования, что дали согласие на туннель под Английским каналом. На протяжении веков английская сущность формировалась как противопоставление SELF contra TOTAL (САМ против ЦЕЛОГО).

Остальной мир они воспринимают как игровую площадку, где взаимодействуют некие команды – группы народов, каждый со своими обычаями и культурой – и можно на всё это либо смотреть со стороны, либо использовать себе во благо. Политика Великобритании в эпоху Первой и Второй мировых войн наглядно продемонстририровала этот принцип.

В культуре континентальной Европы присутствует тенденция к Единству, монизму и в религии, и в философии, и в мировоззрении в целом (католицизм, патриотизм, социализм…), в Англии же – культ частной жизни (privacy): "мой дом - моя крепость". Англичанин хочет сам определяться – и вере, и в идеях, и в стиле жизни и быта. Нет нормы человеческого характера, напротив чтится множественность и пестрота.

Шерлок Холмс

Много подтверждений даёт этому английская литература. Широко представлена панорама характеров в "Кентерберийских рассказах" Чосера, в драмах Шекспира, в романах Диккенса.

Неслучайно драма и еще детектив, где встречается множество точек зрения на мир, является ведущим жанром английской литературы.

Английский принцип плюрализма сказывается во всех областях. В то же время множественное и различное облечено в культуре в обособленные, частные формы существования. Давно известно, что англичан объединяют только войны. В повседневности же каждому отводится свое место, свой "остров" в общей системе форм существования. Прежде всего, это относится к структуре общества.

Согласно английской традиции, общество должно состоять из трех основных классов. В старину это были аристократы, купцы и трудящиеся. Со временем в связи с ростом купечества средний класс становился доминирующим и стал делиться на верхний, средний и низший. Но в последней четверти XX века общество разделилось на пять основных социальных групп, обозначенных по порядку буквами алфавита: верхние эшелоны – буквами АВ, а средние – буквами ВС. Самый нижний слой также подразделен на группы Д и Е. Столь строгое членение общества говорит о значимости для англичан вопроса о социальном положении и стремлении всему отводить соответствующее место.

Англичанин воспринимает свой класс как очень большой клуб, членом которого он является.

Причисления к тому или иному классу англичане добиваются с помощью различных сложных маневров и чувствуют себя вполне комфортно, попав в эти замкнутые группировки. С точки зрения психологической, их поведение и стиль должны производить на окружающих впечатление, которое свойственно их социальному уровню.

Для англичанина очень важно ощущать себя членом социальной группы. Вот почему здесь наблюдается такая приверженность к клубному обществу.

Многие из них были созданы в научных или академических целях – Общество Джейн Остин, Институт Психических исследований, общество “The Sealed Knot”, занимающееся воссозданием знаменитых баталий гражданских войн 1642-1646 гг., Общество по предотвращению незапланированных полетов над Атлантикой. Существуют также общества различных коллекционеров и энтузиастов – Общество любителей эфемеров (однолетних растений), Общество любителей художественного выпиливания, Британское общество коллекционеров пуговиц. В клубе англичанин чувствует себя комфортно, имея возможность в замкнутой среде общаться и ощущать родство душ.

Одновременно каждый человек в этой культуре считает для себя важным право на сохранение "частного пространства".

Каждый житель Англии – сам по себе свой собственный остров, "в своем замке король", и он не допускает никакого вторжения в свои пределы. Идеал англичанина джентльмен – человек, зависящий только от себя. Важными принципами для него являются самоограничение и сдержанность, самоконтроль и самоподавление.

Следствие этого – самоуважение и право иронии. Джентльмен считает, что ограничивать надо и высокоумные претензии интеллекта. Он предпочитает находить свой путь инстинктом, через внутренние ощущения, но не логической цепью дедукции. Иронично воссозданные образы джентльменов мы находим в "Записках Пиквикского клуба" Ч. Диккенса.

Соблюдать правила игры – еще один важный принцип поведения англичан.

К игре и спорту это практически не имеет никакого отношения и в большей степени относится к манере поведения (как на игровом поле, так и вне его). Этот принцип распространяется на все стороны жизни и также определяет черты джентльменского поведения. Даже в оценке произведений искусства критики иногда обращают внимание не столько на их художественные достоинства, сколько на то, является ли автор джентльменом.

При любых физических испытаниях тот, кто знает "правила игры", постарается сделать так, чтобы не было заметно, каких усилий ему это стоит, и – в идеале – выиграть благодаря своему внутреннему превосходству. А затем проявит скромность и не станет кричать о своей победе, а также проявит великодушие по отношению к проигравшему. Англичанин никогда не позволит, чтобы его переживания кто-то заметил, он страстно охраняет пределы своего существования.

В этом же ряду ценностей находится стоицизм как особое отношение к жизни – способность встречать превратности судьбы с весёлым спокойствием. Вот как сказал об этом Редьярд Киплинг в стихотворении “Если…”, самом, по общему мнению, популярном среди англичан:

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь твёрд в удаче и несчастье,

Которым, в сущности, цена одна…

(Перевод С. Маршака)

Если человек в критических ситуациях проявляет сдержанное чувство юмора – это типично по-английски и дает возможность оградить свой внутренний мир от вторжения чужих влияний.

Юмор – излюбленное в Англии настроение и принцип отношения к вещам и явлениям. У Бена Джонсона развита целая теория юмора, и в английской литературе многообразные вариации и открытия в этом жанре от Шеридана и Диккенса до Оскара Уайльда и Бернара Шоу. Образ ДУРАКА, ШУТА – важнейший персонаж в английском театре (Шут в "Короле Лире").

Юмор дает хороший урок относительности всего. Это терапевтическое средство, чтобы справиться с мощью наседающих из бытия идей ("впечатаний", по Локку, вдавливаний в нас), это смягчение претензии различных феноменов на абсолютную истину и ценность.

В английском юморе присутствует ирония, способность смеяться над собой (Двое англичан путешествуют в горах, и один говорит другому: "По карте до этого места всего шесть миль, а под твоим "чутким руководством" мы прошли целых десять". "Верно, но согласись, что пройти десять миль – куда большее удовольствие, чем всего шесть!")

Важными понятиями системы ценностей англичан являются здравый смысл, практичность и умеренность, которые находят выражение в их крайней предусмотрительности и определяют нежелание англичан хоть в чем-то ошибиться, совершить хотя бы один неверный шаг.

Англичанин часто следует правилу – "Всегда следует быть готовым к любым выкрутасам судьбы". Каждое запланированное мероприятие всегда должно иметь альтернативный вариант на случай, "если произойдет самое худшее". Даже в английских бухгалтерских книгах есть особая графа: "непредвиденные расходы".

Именно здравый смысл делает англичан столь отличными от всех.

В отличие от француза, англичанин склонен не столько думать, сколько действовать, поэтому он не стремится к поиску высших и окончательных истин и мыслит о том, что может сделать реально.

Не случайно афоризм "знание-сила" был провозглашен Ф. Бэконом, тогда как француз Р. Декарт искал истину в абстрактном принципе "мыслю – следовательно, существую".

Английский ум не доверяет правилам логики и абсолютным истинам, не атакует проблему "в лоб", а как бы "обтекает" со всех сторон. Он склонен к эмпиризму, к индуктивным выводам от частного к общему.

Бэкон, Дарвин, Шерлок Холмс – индуктивные мыслители. Потому и партии, строго придерживающиеся какого-либо учения, не пользуются в Англии влиянием. А английские писатели мало внимания уделяют систематичности и логике повествования. Их книги часто громоздки, насыщены массой бытовых деталей, описывают жизнь эпически, во всех подробностях. Характерный пример такой классической английской литературы – романы Ч. Диккенса и У. Теккерея.

Искусство – наименее практичное из всех человеческих занятий – никогда не было в Англии существенной частью национальной жизни. Политика, торговля, наука, сельское хозяйство всегда играли несравненно большую роль.

06.11.2020 10:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!