СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миссия учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ

Миссия… Согласитесь, не слишком часто мы употребляем это слово, такое торжественное и, казалось бы, такое далёкое от повседневной жизни, работы учителя. В словарях находим слова-эквиваленты: поручение, роль, ответственное задание, предназначение и даже - смысл существования. Каждое с глубоким философским смыслом. Ко всем ли профессиям они применимы? Скорее всего, нет! Именно сопоставление с другими профессиями даёт понимание того, насколько уникальна профессия учителя, его миссия. Шалва Александрович Амонашвили так говорит об этом: «Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность углубиться в суть педагогической жизни.

Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для общества.

…Каждое сравнение моей профессии с профессиями других людей оставляло мне какое-нибудь правило, памятку. Я сравнил свою профессию с профессией врача и сформулировал тест для самовнушения: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника!»

Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» - вот к чему привело меня сравнение профессии педагога с профессией артиста.

Сопоставление профессии педагога с профессиями архитектора, строителя, а также геолога и астронома выявило больше различий, чем сходства, все же и оно принесло мне пользу. К содержанию теста для самовнушения я прибавил еще следующие фразы - «Знай, к чему стремишься!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»

Хочется вслед за великим педагогом продолжить этот ряд сопоставлений. Учитель – прекрасный садовод: он заботится, оберегает, восхищается душевной красотой ребенка, не обижаясь на колючие шипы. Учитель – терпеливый ткач: он формирует красочный ковёр из знаний и умений ученика. Любое сопоставление рождает яркую метафору, красивый образ, но, несмотря на это, очень правдивый и жизненный. Все эти сравнения помогают осознать свою роль в профессиональной жизни, свою миссию.

Рассуждая и философствуя, я решила узнать и у своих учеников, с какой из профессий они бы сравнили профессию педагога. Из 15 восьмиклассников 8! указали профессию психолога. Ключевыми в объяснении были глаголы «понимать» и «общаться». Вот что важно прежде всего для подростка, тонко чувствующего и воспринимающего жизнь в переходный период. А может, моим ученикам не хватает простого понимания среди каждодневных назиданий и наставлений? Стоит задуматься. Тем более что и сравнение с полицейским было… Интересны были и размышления одиннадцатиклассников, также конкретные, в большинстве своём лишённые патетики и образности. Сравнение нашей профессии с профессиями строителя, врача ребята объясняли большой ответственностью педагогов за будущее своих подопечных. Для двоих учителя - это спасатели, которые также в ответе за жизнь людей, при этом жертвуют своей. Ещё двое ребят, забыв о задании, сравнили учителей с родными и близкими людьми, в основе любых действий которых лежит огромная любовь.

Приятно осознавать, что твои ученики на выходе из школы понимают главные составляющие миссии учителя: огромная ответственность за всё, что ты делаешь, чувство причастности ко всему, что происходит с ребёнком, способность к самоотречению и, конечно же, огромная любовь к своему делу.

Каждый учитель – это и его предмет. Несомненно, особая миссия у учителя русского языка и литературы. «Вначале было Слово…» Научить обращаться со словом как великим даром, любить свой родной язык – вот главное предназначение учителя-словесника.

Приобщение к высокой культуре, к системе нравственных ценностей происходит именно на уроках литературы. Но взаимоотношения с книгой у современного школьника, как мы знаем, непростые. Отстоять место книги, причём обязательно первое, в ряду современных гаджетов в жизни ребёнка – сложнейшая, но непременная задача педагога.

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем и выполнять его великую миссию. В жизни, которую я выбрала, нужно много терпения, мужества и стойкости.

Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не высокие слова, не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Об этом и слова В.Астафьева: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». Тогда, мне думается, миссия по-настоящему выполнена.

Категория: Всем учителям
28.02.2017 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей