СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемоника на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемоника на уроках химии

«Химию невозможно понять, ее надо выучить, но чтобы химию выучить ее нужно понимать»

Из школьных софизмов

Одним из условий эффективной организации учебного процесса является учет индивидуальных психологических особенностей учащихся. Психическое развитие человека происходит во многом благодаря возможности сохранения приобретенного опыта и знаний в нашей памяти, включающей запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Память понимается психологами как сложный процесс, обеспечивающий преемственность всех аспектов познавательной деятельности, лежащей в основе процесса обучения.

По мнению большинства старшеклассников, химия является одним из самых трудных учебных предметов, поскольку ряд химических фактов,законов, определений необходимо заучить или, говоря простым языком, вызубрить. У многих этот процесс ассоциируется с бездумным «сверлением» мозга. Может быть поэтому в белорусском языке существует соответствующий глагол — «дрылаваць», а по-английски процесс натаскивания по какому-либо учебному предмету переводится как «todrill». Но стоит ли так мучить свою память?

Психологами давно замечено, что легче всего запоминание происходит на уровне ассоциативного мышления, при переводе громоздкой информации — формул или правил — на язык созвучных фраз, стихов или смешных ассоциаций. Такой подход к сохранению в памяти получил название «мнемотехника» или «мнемоника». Многие мнемонические правила неосознанно используются нами с детства. Так, фразаКаждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан, помогает нам запомнить порядок цветов радуги (Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый). На этот же случай у гимназистов царской России было припасено свое правило: Как Однажды Жак ЗвонарьГоловой Сломал Фонарь.

Мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания) (мнемотехника) — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Название происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Элементы мнемотехники иногда применяются нами и в процессе школьного обучения. Несомненно, эти приемы не являются общепризнанными и не представлены на страницах учебников, но каждый из нас сам

выбирает, как ему удобно запомнить информацию - путем многократного повторения или с помощью ассоциированияматериала, который необходимо помнить. На уроках русского языка некоторые ученики используют такую фразу для запоминания порядка падежей (Именительного, Родительного, Дательного, Винительного, Творительного и Предложного) — Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (по первым буквам). Все глухие согласные русского языка заключены во фразе: «Фока, хочешь поесть щец?».

Элементы мнемоники используются и при обучении химии. Приемы ассоциативного запоминания рассматривались в журнале «Химия и жизнь» [5], в Интернете [6], а некоторые нам известны еще со школьных уроков химии — химикам ведь тоже не чужды образные выражения и фантастические ассоциации. Так, выделяющийся оксид азота(IV), окрашенный в бурый цвет, назван ими лисий хвост, а белый осадок хлорида серебра считается творожистым.

Правило Хунда в памяти школьников часто сохраняется под нелегальным названием — «правило троллейбуса, автобуса или трамвая», сущность которого отображена в следующих строках:

Ты приглядись, решив присесть,

К местам трамвайного вагона:

Когда ряды пустые есть,

Подсаживаться нет резона».

Многие, наверное, помнят такое правило для фенолфталеина«фе­нолфталеиновый» в щелочи малиновый (при этом следует обратить внимание, что в сильно концентрированных щелочах фенолфталеин снова становится бесцветным).

Чтобы запомнить красный цвет лакмуса и метилового оранжевого в кислотах обращают внимание на то, что название цвета и термин «кислота» начинаются с буквы К. В нейтральной среде цвет этих индикаторов получается смешением цветов в кислой и щелочной средах: оранжевый цвет метилоранжа — это смесь красного (в кислой) с желтым (в щелочной), а фиолетовый у лакмуса — смесь красного с синим цветов.

Для лакмуса существует еще такое стихотворение:

Индикатор лакмус красный

Кислоту укажет ясно,

Индикатор лакмус синий:

Щелочь здесь — не будь разиней,

Когда ж нейтральная среда,

Он фиолетовый всегда.

Для фенолфталеина:

Попасть в кислоту для других неудача,

Но он перетерпит без вздохов,без плача.

Зато в щелочах у фенолфталеина

Не жизнь, а малина, сплошная малина!

Для метилоранжа:

От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

И я бросаюсь в воду без оглядки,

Здесь я оранжевый практически всегда.

Несомненно, у каждого учителя есть свои маленькие находки и хитрости, ведь не всякого ученика можно научить использовать строго научные определения и правила. Чего только стоит определение понятия «моль». Всегда ли мы сами можем воспроизвести его быстро и без запинки? Вот и используем на уроке интересные ассоциации и аналогии. Многие, наверное, энергетику хода реакции преподносят учащимся как преодоление путником горы, а валентность на первых уроках представляют как количество рук для образования связей с другими атомами. Для запоминания валентности используются стихотворные строки: натрий, калий, сереброодновалентное добро и железо, алюминий, хромих валентность равна трем (при этом следует помнить, что понятие «валентность» по отношению к металлам используется условно).

Особые трудности возникают при изучении темы «Окислителъно-вос-становительные реакции». Обычно на уроке мы с учениками представляем себе шкалу степеней окисления в виде железной дороги, по которой путешествуют атомы, приобретая и теряя электроны

Взял ē — Восстановился Отдал ē— Окислился

К этой же теме относится правило запоминания по гласным и согласным буквам для электролиза: на Аноде Анионы Окисляются, на Катоде Катионы Восстанавливаются, а еще можно помнить о том,

что окислительэлектронов грабитель.

Трудности запоминания специфики экзо- и эндотермических процессов преодолеваются нами, когда с термином «экзо» ассоциируются экзотические страны, в которых обычно тепло.

Реакции ионного обмена идут до конца:

  1. вариант:

Если выделится газ — это раз,

Иль получится вода — это два,

А еще — нерастворимый

осаждается продукт.

«Есть осадок» — говорим мы.

Это третий важный пункт.

  1. вариант:

Химик правила обмена не забудет никогда:

В результате непременно будет газ или вода,

Выпадет осадок — вот тогда порядок!

Легко можно запомнить, что сливание следует поводить по алфавиту: вода, потом кислота.

Немного смешной, как большинство мнемонических правил, кажется на первый взгляд памятка о пассивации в концентрированной азотной кислоте железа, алюминия и хрома, что вызывает у них, говоря по-белорусски, жах!

Для того чтобы запомнить цвет, формулу соли и определяемый ион, существует множество хитростей, например, «на дватри, на тридва» (на железо(II) — комплекс железа(III), на железо(III) — комплекс железа(II)). Если связать степень окисления определяемого иона железа с количеством атомов калия в соли получиться «на дватри, на тричетыре», а выражение «ка­лий трикрасная соль» запоминается с помощью следующей ассоциации, — если тереть кожу, она краснеет. И еще один способ:

В красной соли кровяной

Калий с тройкой за стеной.

Дальше феррум, шесть цианов,

Все в порядке, без обманов.

Более частным правилом мы пользуемся с учащимися, углубленно изучающими химию. Орта-, мета- и пара-изомеры ароматических соединений запоминаем так: орто— заместители находятся около друг друга, пара — против, а мета— среднее между орта и параизомерами. Кроме того, метаориентанты делают реакцию электрофильного замещения медленной. Цис- и транс-изомеры легко запомнить по направлению линий в начальных буквах их названия

и

Другой прием мы используем со школьниками при изучении темы «Углеводы». Чтобы запомнить, какая форма глюкозы входит в состав полисахарида, отмечаем, что альфа-глюкоза образует крахмал. Начальные буквы их названий идут по алфавиту раньше, чем у бета-глюкозы, которая образует целлюлозу. Обычно у уча­щихся, а иногда и учителей (у всех у нас память не идеальная) возникают трудности с записыванием циклической структурной формулы α - и β - глюкозы.

Итак, включаем фантазию. Молекула глюкозы «представляет собой» фантастического одноглазого пятинога, у которого одна нога переломана (возле С5), затем ОН— группы (ноги) слева направо в пространстве чередуются, а крайняя правая расположена так, как мы начинаем записывать букву греческого алфавита

α

β

β –глюкоза

Намного легче запоминать функциональную группу спирта, если знаешь анекдот: «Привезли в летный полк цистерну спирта для обработки приборов. Перед командиром возникла проблема, как подписать реактив, чтобы техники не догадались. Решили написать не название «этиловый спирт», а формулу С2Н5ОН. Утром встречает командир пьяного техника и спрашивает:

  • Где ж вы спиртное взяли?
  • Да, вот вчера мы прослышали, что спирт в полк привезли, стали искать. Где же он? Смотрим цистерна, а на ней надпись ОН, попробовали — точно ОН!

Ну и в заключение правила Морковникова и Зайцева:

Найдешь ли справедливость тут, Где много водорода, так еще дадут,

Где действуют двойные связи: Где мало, так отнимут сразу!

02.01.2019 17:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП