СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему дети все чаще «не слышат» родителей? Почему большую часть своего свободного времени предпочитают «зависать» в гаджетах? Где проходит грань между обычным детским интересом к запретному и вовлечением в опасные игры, чреватые для ребенка психологическими травмами, а то и смертельным исходом?
Для ответа на эти вопросы, которые волнуют многих взрослых, надо хорошо знать ту обстановку, в которой живут и учатся наши дети, а значит, школу и семью. Работая социальным педагогом самой крупной школы района, я вижу что, несмотря на рост количества учащихся за последние три года (а у нас на начало текущего учебного года их было 1092), остается неизменным показатель неполных семей — это почти четверть от общего числа. Правда, радует то, что сирот или опекаемых детей больше не становится, в нашей школе их 21 человек.
Заставляет задуматься состояние здоровья детей: физического, психического, морального. Ежегодно возрастает количество учеников с ограниченными возможностями здоровья, заболевания — самые разные, как физического, так и психологического плана. Вот несколько цифр (первая — на начало этого учебного года, вторая — на начало прошлого): с задержкой психического развития — 20 (9) человек, умственной отсталостью — 12 (16). С расстройством аутистического спектра — 1, опорно-двигательного аппарата — 5, слабослышащих и слабовидящих — по два, с тяжелыми нарушениями в развитии —7, с нарушениями в развитии — 2. Основная масса детей с ОВЗ обучаются в общем классе, на индивидуальном обучении сегодня десять учеников (рекомендации на такой вид обучения дает комиссия).
До недавнего времени в район выезжала краевая психолого-медико-педагогическая комиссия. Это было удобно, так как одно дело — понаблюдать, протестировать, выявить проблемы неуспеваемости и поведения ребенка в школе, другое — убедить родителей обратиться к специалисту. Нередко это бывает достаточно сложно. А ведь по результатам работы комиссии даются рекомендации как родителям, так и педагогам о том, как лучше работать с ребенком, к которому требуется особый подход. Только сообща, в единой связке «семья и школа», выполняя рекомендации, можно добиться успехов. К сожалению, теперь из-за финансовых трудностей такая комиссия выезжает не ежегодно, и родители должны сами везти ребенка в Читу.
Особое беспокойство вызывают ученики из «группы риска», то есть состоящие на всевозможных учетах, начиная с внутришкольного. На внутришкольный учет попадают дети, часто пропускающие занятия, опаздывающие на уроки, склонные к правонарушениям, нарушающие Устав школы. На окончание прошлого учебного года таких было двадцать, на начало текущего показатель снизился до тринадцати человек, но к концу второго полугодия произошел резкий рост — тридцать три ученика. Школа активно взаимодействует с различными структурами по профилактике детской безнадзорности и преступности. Мы видим, что детей, стоящих на учете административной комиссии по делам несовершеннолетних, в подразделении по делам несовершеннолетних в полиции, не становится меньше. Рост отмечен весной, летом 2016 года. За 2015-2016 учебный год количество таких учащихся в нашей школе возросло с девяти человек до восемнадцати. На сентябрь 2016 года оставалось двенадцать, но сняты они с учета не по исправлению, а по выбытию из школы. Конечно, такие выпускники и дальше остаются в поле зрения правоохранительных органов.
Семей, состоящих на учете, как неблагополучные, в нашей школе тринадцать. Это семьи, где дети постоянно выходят из-под контроля родителей, процветает пьянство, а мамы и папы самоустраняются от воспитания детей: «Делайте с ним, что хотите…». Но приведенная цифра занижена, поскольку проблемных семей гораздо больше.
Опираясь на свой опыт работы, все больше прихожу к убеждению, что проблемной следует считать еще и ту семью, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы. Есть такая тенденция — когда загруженные на работе родители стараются возместить недостаток общения с ребенком дорогими подарками. Все это создает основу для эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В такой семье растят человека, который не умеет ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.
Когда у детей недостаточно сформировано понятие можно-нельзя, хорошего ждать не приходится. Распространенный пример: оставленный без присмотра сотовый телефон, куртку, спортивный костюм дети приносят завучу или директору. Когда находится хозяин «потеряшки», он с большой неохотой берет на себя ответственность за свою рассеянность. Не скажет: «Я потерял, я забыл, я оставил вещь без присмотра», но скажет: «У меня это украли». Почему? Боится наказания, не знает истинной цены вещам или же надеялся на обновку взамен «украденного»?
Вот и спросишь себя, а не является ли отсутствие благоприятной эмоциональной обстановки в семье одной из причин многих и многих проблем, как в настоящем, так и в будущем? Если в семье каждый сам по себе, если нет времени, а может, и умения, услышать друг друга, не проще ли ребенку найти отдушину в Интернете? Он всегда под рукой, там можно разыскать все. В группу по интересам и написать можно, и фото откровенное выставить, тебя поймут и поддержат. Так и оказываются наши дети на опасных просторах Интернета без поддержки взрослых. Кто-то удержится на грани, а кто-то может и сорваться…
Так и хочется порой крикнуть: «Родители, проснитесь! Расставьте приоритеты в своей жизни правильно. Ведь вы же живете, работаете ради своих детей, так сохраните их. Оторвите от экранов! Уделяйте детям больше внимания, загрузите их делами, спортивными секциями, творчеством, работой по дому. В конце концов, ограничьте доступ детей в Интернет пересмотром финансирования, установкой программ «Родительский контроль». Чтобы не было ни времени, ни сил у ребенка на всякую чушь. За то, какими вырастут наши дети, какие ценности пронесут по жизни, ответственны, прежде всего, родители, близкие, родные. А уже потом — влияние общества.
-80%
© 2017, Плотникова Татьяна Павловна 372