СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнение. Подросток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему дети все чаще «не слышат» родителей? Почему большую часть своего свободного времени предпочитают «зависать» в гаджетах? Где проходит грань между обычным детским интересом к запретному и вовлечением в опасные игры, чреватые для ребенка психологическими травмами, а то и смертельным исходом?

Для ответа на эти вопросы, которые волнуют многих взрослых, надо хорошо знать ту обстановку, в которой живут и учатся наши дети, а значит, школу и семью. Работая социальным педагогом самой крупной школы района, я вижу что, несмотря на рост количества учащихся за последние три года (а у нас на начало текущего учебного года их было 1092), остается неизменным показатель неполных семей — это почти четверть от общего числа. Правда, радует то, что сирот или опекаемых детей больше не становится, в нашей школе их 21 человек.

Заставляет задуматься состояние здоровья детей: физического, психического, морального. Ежегодно возрастает количество учеников с ограниченными возможностями здоровья, заболевания — самые разные, как физического, так и психологического плана. Вот несколько цифр (первая — на начало этого учебного года, вторая — на начало прошлого): с задержкой психического развития — 20 (9) человек, умственной отсталостью — 12 (16). С расстройством аутистического спектра — 1, опорно-двигательного аппарата — 5, слабослышащих и слабовидящих — по два, с тяжелыми нарушениями в развитии —7, с нарушениями в развитии — 2. Основная масса детей с ОВЗ обучаются в общем классе, на индивидуальном обучении сегодня десять учеников (рекомендации на такой вид обучения дает комиссия).

До недавнего времени в район выезжала краевая психолого-медико-педагогическая комиссия. Это было удобно, так как одно дело — понаблюдать, протестировать, выявить проблемы неуспеваемости и поведения ребенка в школе, другое — убедить родителей обратиться к специалисту. Нередко это бывает достаточно сложно. А ведь по результатам работы комиссии даются рекомендации как родителям, так и педагогам о том, как лучше работать с ребенком, к которому требуется особый подход. Только сообща, в единой связке «семья и школа», выполняя рекомендации, можно добиться успехов. К сожалению, теперь из-за финансовых трудностей такая комиссия выезжает не ежегодно, и родители должны сами везти ребенка в Читу.

Особое беспокойство вызывают ученики из «группы риска», то есть состоящие на всевозможных учетах, начиная с внутришкольного. На внутришкольный учет попадают дети, часто пропускающие занятия, опаздывающие на уроки, склонные к правонарушениям, нарушающие Устав школы. На окончание прошлого учебного года таких было двадцать, на начало текущего показатель снизился до тринадцати человек, но к концу второго полугодия произошел резкий рост — тридцать три ученика. Школа активно взаимодействует с различными структурами по профилактике детской безнадзорности и преступности. Мы видим, что детей, стоящих на учете административной комиссии по делам несовершеннолетних, в подразделении по делам несовершеннолетних в полиции, не становится меньше. Рост отмечен весной, летом 2016 года. За 2015-2016 учебный год количество таких учащихся в нашей школе возросло с девяти человек до восемнадцати. На сентябрь 2016 года оставалось двенадцать, но сняты они с учета не по исправлению, а по выбытию из школы. Конечно, такие выпускники и дальше остаются в поле зрения правоохранительных органов.

Семей, состоящих на учете, как неблагополучные, в нашей школе тринадцать. Это семьи, где дети постоянно выходят из-под контроля родителей, процветает пьянство, а мамы и папы самоустраняются от воспитания детей: «Делайте с ним, что хотите…». Но приведенная цифра занижена, поскольку проблемных семей гораздо больше.

Опираясь на свой опыт работы, все больше прихожу к убеждению, что проблемной следует считать еще и ту семью, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы. Есть такая тенденция — когда загруженные на работе родители стараются возместить недостаток общения с ребенком дорогими подарками. Все это создает основу для эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В такой семье растят человека, который не умеет ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Когда у детей недостаточно сформировано понятие можно-нельзя, хорошего ждать не приходится. Распространенный пример: оставленный без присмотра сотовый телефон, куртку, спортивный костюм дети приносят завучу или директору. Когда находится хозяин «потеряшки», он с большой неохотой берет на себя ответственность за свою рассеянность. Не скажет: «Я потерял, я забыл, я оставил вещь без присмотра», но скажет: «У меня это украли». Почему? Боится наказания, не знает истинной цены вещам или же надеялся на обновку взамен «украденного»?

Вот и спросишь себя, а не является ли отсутствие благоприятной эмоциональной обстановки в семье одной из причин многих и многих проблем, как в настоящем, так и в будущем? Если в семье каждый сам по себе, если нет времени, а может, и умения, услышать друг друга, не проще ли ребенку найти отдушину в Интернете? Он всегда под рукой, там можно разыскать все. В группу по интересам и написать можно, и фото откровенное выставить, тебя поймут и поддержат. Так и оказываются наши дети на опасных просторах Интернета без поддержки взрослых. Кто-то удержится на грани, а кто-то может и сорваться…

Так и хочется порой крикнуть: «Родители, проснитесь! Расставьте приоритеты в своей жизни правильно. Ведь вы же живете, работаете ради своих детей, так сохраните их. Оторвите от экранов! Уделяйте детям больше внимания, загрузите их делами, спортивными секциями, творчеством, работой по дому. В конце концов, ограничьте доступ детей в Интернет пересмотром финансирования, установкой программ «Родительский контроль». Чтобы не было ни времени, ни сил у ребенка на всякую чушь. За то, какими вырастут наши дети, какие ценности пронесут по жизни, ответственны, прежде всего, родители, близкие, родные. А уже потом — влияние общества.

Категория: Прочее
28.05.2017 15:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП