Модульная технология

Успешная работа учителя не возможна без знаний передовых технологий обучения и попыток их апробации в собственной практике. Каждый учитель, исходя из своего опыта, знаний, личностных качеств подбирает и использует наиболее оптимальные на его взгляд элементы различных технологий, конструирует педагогический процесс по любой модели.

При ознакомлении с данной технологией было установлено, что её можно использовать только при изучении тем, на которые отводится программой не менее 4 часов. Поэтому в календарно - тематическом планировании было выделено 9 модулей. Каждый модуль состоит из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1 – 2 часа. В водной части учащиеся знакомятся с общей структурой и содержанием модуля, определяются цели и задачи познавательной деятельности, кратко объясняется учебный материал по всей теме данного модуля с использованием опорных схем. Итоговая часть проводится в форме письменного или устного зачета по теме модуля. То есть основное количество времени в модуле отводится диалогической части, на которой учащиеся многократно прорабатывают учебный материал на уровнях воспроизведения элементарных умений и навыков с последующей отработкой применения полученных знаний. Положительными моментами модульной технологии является тот факт, что познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что бы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал.

Внедрение модульной технологии обучения требует значительных затрат времени и средств. Так для каждого модуля необходимо изготовить опорные схемы. Для первого модуля по теме « Общий обзор организма» напечатала схему в специализированной фирме. Получилось дорого и плохо читалось ( показываю схему). Для последующих модулей схемы рисовала сама. Было затрачено большое количество времени, но затраты оправдали себя. Схемы получились яркими, хорошо читаемыми. Они упрощают объяснение материала темы, повышают восприятие нового материала, его понимание и запоминание.

Диалогическая и итоговая части модуля также требуют хорошего дидактического оснащения, это необходимое условие эффективности данной технологии. Для модулей по каждой теме было распечатано большое разнообразие инструктивных и проверочных карточек, тестов. Это позволяет в течение всей диалогической части загрузить учащихся не однообразной самостоятельной работой, что, несомненно, повышает их познавательный интерес. Карточки предполагают индивидуальную, парную и групповую работу учащихся. Самостоятельная работа предусматривает как письменные отчёты о проделанной работе, так и устное проговаривание материала, обсуждение вопросов (показывается дидактический материал по модулю № 1,2).

Очень удачным, на мой взгляд, является то, что к каждой карточке для самостоятельного изучения материала на столе учителя есть карточка для самопроверки правильности выполнения работы. То есть учителю не нужно тратить время на проверку работ у каждого ученика, а ученику предоставляется большая самостоятельность.

Положительным моментом в модульной технологии обучения является то, что в диалогической части отводится время на закрепление учебного материала. Его можно проводить в форме дидактических игр, как это было сделано в модуле №1 (показывается материал) или « интегрированного марафона», когда учитель предлагает учащимся тестовые задания, сложность которых постепенно увеличивается. Каждый ученик, проверяя правильность выполнения работы, тут же устанавливает степень готовности к зачёту, т.е. уровень своих знаний. Проверив работу, учащиеся имеют возможность скорректировать свои знания, обратившись к учебнику или учителю.

Подводя итог хочется сказать, что в модульной системе обучения я для себя нашла, как положительные, так и отрицательные моменты. Но отрицательного, в виде больших затрат личного времени и средств, оказалось намного меньше чем положительного. С помощью модульной технологии обучения повышается уровень формирования самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями, в ходе парной и групповой работы чувство ответственности и коллективизм.

Категория: Биология
28.12.2016 20:34


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас