Мой любимый класс!

Не тот учитель, кто получает образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию

Л. Н. Толстой

Незаметно проходит время, меняются дети, меняются родители, меняется само общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя, который понимает, что в любом времени надо учить детей. Я - счастливый человек, потому что нахожусь всегда рядом с подрастающим поколением, вижу себя всегда в детях, как бы заново повторяется моё детство, просто я живу жизнью детей. Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Я любила играть «в школу» то с куклами, то с подружками. Мне нравилось быть учителем: что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал».

Когда сама пошла в школу, поняла, на кого из своих учителей я хотела бы быть похожей. Мне всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель.

Однажды, вспоминая годы учёбы в институте, я подумала о том, как было трудно мне, будущему учителю формулировать цели и задачи урока. Как учить и чему учить? Зачем учить? И единственную радость доставляли мне формулировки воспитательных задач, если работа на уроке с книгой - воспитывай любовь к книге. Пишем текст о каком - то дереве - воспитывай любовь к природе и т. д. И только годы работы с детьми в школе, общение с ними, их радость и печаль, смех и слёзы убедили меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй самое трудное и мучительное в учительской профессии. Хотя и сейчас мы, учителя начальных классов, слышим от многих, что в обязанности учителя начальных классов входит то, что достаточно детей научить читать, писать, считать и всё. Ну а душа? Многие считают, что душа сама "вырастет". Я согласна, что хорошо учить считать, писать, читать нужно. Но нельзя забывать и том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленные веками. Передать всё это без воздействия на душу невозможно. Конечно, работа учителя – это, непременно, творчество. Только тогда учить ему интересно, он верит в себя, в своё дело, он любит его. Что же значит для учителя любить своё дело? Я думаю, это значит постоянно стремиться к человеческому и профессиональному совершенству, изучая всё новое, пополняя свой опыт и пробуждая в своих учениках внутренне осознанную потребность обогатиться духовным опытом педагога. А что значит для учителя любить ребёнка? Признавать в нём человека, так строить свою работу, чтобы на уроке мог реализовать себя каждый ученик. Я вхожу в класс и вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

Учитель должен помнить, что за ним неотступно следят глаза ребёнка, не умеющего прощать ни малейшей фальши. И ещё – равнодушия к своей судьбе. Если учитель честен и справедлив, любит свой предмет и уважительно относится к тем, кому он его преподаёт, тогда он способен «зажечь» огонёк в детской душе, побудить его двигаться всё выше к вершинам науки. И, когда мне удаётся разбудить «болото», заставить «камчатку» перестать быть периферией и переместиться поближе к «центру», я вижу блестящие глаза того, кто смог одержать победу над собой, над своей ленью или над сложной темой. Да это не важно, над чем или кем одержана победа, главное в другом – «дорогу осилит идущий…».

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

11.09.2019 16:43


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас