СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе «Мои педагогические находки»
Каждый человек на протяжении всей своей жизни находится в каком-либо поиске: в поиске добра, истины, любви, счастья, понимания, мудрости. Этот поиск осуществляется путем проб и ошибок, здесь нет готовой проторенной дорожки, ведь недаром пословица гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Кто делает, тот непременно двигается вперед к своей цели, преодолевая ошибки, постепенно развиваясь, наблюдая за своим ростом. Счастлив будет тот, кто в конечном итоге найдет то, что искал.
На мой взгляд, из всех существующих профессий на Земле профессия учителя требует постоянного саморазвития, самовоспитания, а в конечном итоге – самосовершенствования. В этой профессии нельзя стоять на месте, всегда нужно находиться в творческом поиске. Если у человека, выбравшего эту сложную профессию, нет искорки в глазах, как же он поведет за собой своих учеников, как зажжет их сердца?!
Мой выбор в пользу учителя марийского языка был неслучайным: путеводной звездой в выборе профессии стала моя учительница марийского языка и литературы Бородина Людмила Петровна. Именно с ее подачи я пришла в эту профессию, о чем ничуть не жалею. И вот уже 14 лет работаю в сфере образования и воспитания детей, из них последние 4 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы».
За истекший период, думаю, немало уже сделано, об опыте самых ярких педагогических находок можно рассказать.
Согласитесь, порой в условиях русскоязычной школы обучать предметам «Марийский (государственный) язык» и «История и культура народов Марий Эл» достаточно непросто. В начале своей работы основной моей целью было расположить учащихся не только к себе, но и вызвать их интерес к предмету изучения. Для этого каждый урок старалась разработать так, чтобы он был интересным и познавательным.
В связи с этим на уроках применяю, во-первых, технологию АМО, самыми эффективными приёмами которой, на мой взгляд, являются игры, например, «Каласе, мо уке?»/ «Скажи, чего не стало?», «Кевытыште»/ «В магазине», «Ко вашкерак?»/ «Кто быстрее?», «Могай буква/йук йомын?»/ «Какая буква/звук потерялась/ся?» и т.д.; во-вторых, технологию развивающего обучения при работе с раздаточным материалом: карточками, таблицами, схемами – например, «Вставь пропущенные слова» или «Доскажи словечко»; в-третьих, кейс-технологии прочно обосновались на моих уроках, например, с учащимися 9 класса при изучении темы «Ушанле йолташ: могай тудо»/ «Настоящий верный друг: какой он?» реализовали один из методов кейс-технологии, активизирующий учебный процесс – метод дискуссии.
С учащимися 8-9 классов на уроках использую проектную технологию, например, при изучении темы «Кугу Какшан» заповедник» в 8 классе по марийскому языку мы с учащимися реализовали мини-проект по данной теме, результатом которой стало оформление альбома про птиц, животных и растений этого заповедника на марийском языке. Также проводим уроки с использованием ИКТ-технологий, например, в 9 классе, урок по теме «Мый кузе кенежым эртаренам»/ «Как я провел лето», где учащиеся представили свои сочинения на марийском языке в виде презентаций. На уроках «История и культура Марий Эл» при изучении творчества писателей и поэтов нашей республики, деятельности выдающихся людей земли марийской и т.д. занятия проходят с применением информационных технологий.
Конечно, не стоит забывать и про здоровьесберегающие технологии. Всегда провожу динамические паузы на уроках в различных формах: минизарядка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Кидым кушко нолтена,
Вара улык волтена,
Салтак семын ошкылна,
Пенгыдемын кушкына.
Ик кидыштем вич парня,
Вес кидыштем вич парня,
А чылаже лу парня.
Ынде нуно ончыктат,
Мом ыштен моштат:
Возат, тӱрлат, сӱретлат,
Мыланем шотлаш полшат,
Шӱкшудым кӱрыт, мушкедат,
Руашымат нӧштылыт.
Кушко – улык,
Шолашке – пурлашке,
Кечым ме суретлена,
Вара шинчам кумена,
Адак угыч почына.
Динамические паузы позволяют снять стресс, провести релаксацию; кроме того очень нравятся учащимся.
Но самым ярким и событийным моментом в моей педагогической деятельности стала реализация технологии погружения. Такой урок-погружение вот уже третий год подряд мы с учителями марийского языка проводим по теме «Национальная одежда народа мари». Этот программный материал изучается в 8 классе в модуле «Одежда». Уроки проходят на базе ГБУК РМЭ «Национальный музей им. Т.Е.Евсеева».
Урок-погружение – это одна из форм интерактивного обучения. В основе метода погружения лежит коллективный (групповой) подход к обучению, изменение привычной организации учебного пространства, диалог как форма взаимодействия. Рациональное применение вышеперечисленных составляющих метода погружения обеспечивает высокую эффективность обучения.
Весь учебный день по методу погружения учащиеся занимаются на территории музея. С ними проводится интегрированное занятие по ИКН и
марийскому (государственному) языку, ИЗО и технологии. По итогам учебного дня учащиеся защищают проекты.
Структура учебного занятия включает в себя несколько этапов:
1 этап – вступительный. Учителя настраивают учащихся на восприятие; знакомят с целями, задачами и ходом занятия.
2 этап – теоретический. Выступает сотрудник музея, рассказывает про национальную одежду народа мари, демонстрирует учащимся (все материалы взяты из архивного зала музея), использует при этом видеоматериалы и презентации, умело применяет игровую (на ситуативной основе) технологию, что дает возможность учащимся примерить на себя национальную одежду и полностью погрузиться в атмосферу быта и культуры народа мари определенной исторической эпохи. На этом этапе учащиеся записывают материал, задают интересующие их вопросы.
3 этап – практический. Учащиеся разбиваются по желанию на микрогруппы по 3 человека, получают задания. В микрогруппе каждый из учащихся выполняет свою функциональную задачу: один рисует одежду данной этнической группы, второй проводит словарную работу, третий выступает в роли рассказчика (презентатора). Каждая микрогруппа (всего 7 микрогрупп) работает над достижением единой цели. На этом этапе учащиеся свободно передвигаются по залу этнографии.
4 этап – защита творческих работ. Учителя оценивают работу микрогруппы, учащиеся или сотрудники музея имеют право задавать уточняющие вопросы. На выступление каждой микрогруппе дано 3-4 минуты.
5 этап – мастер-класс. Учащиеся проходят в конференц-зал, где второй сотрудник музея проводит с ними мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Ший Пампалче»/ «Сереброзубая Пампалче». На данном этапе у каждого учащегося есть возможность своими руками изготовить куклу-оберег и в дальнейшем подарить ее своим друзьям, близким, родным.
6 этап – подведение итогов. На заключительном этапе проводится рефлексия, где учащиеся отмечают моменты урока, запомнившиеся больше всего, рассказывают о том, что было нового и интересного, а также о своих успехах, достижениях и о том, над чем еще необходимо поработать.
Таким образом, уроки-погружения дают учащимся возможность полностью погрузиться в предмет, повышают мотивацию, безусловно, вызывают интерес и желание глубже узнать и понять язык, историю, культуру и традиции народа.
Конечно, многое еще необходимо реализовать, многие интересные педагогические находки нужно будет претворять в жизнь. Но самое главное: для этого есть и творческий потенциал, и желание учиться всю жизнь, не довольствоваться достигнутым, искать новые ответы на вечные вопросы и новые нестандартные подходы для решения задач, не боясь при этом ошибиться. Недаром мой педагогический девиз: не ошибается тот, кто ничего не делает.
© 2017, Маркова Алевтина Леонидовна 1104