СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мои педагогические находки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Мои педагогические находки»

Каждый человек на протяжении всей своей жизни находится в каком-либо поиске: в поиске добра, истины, любви, счастья, понимания, мудрости. Этот поиск осуществляется путем проб и ошибок, здесь нет готовой проторенной дорожки, ведь недаром пословица гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Кто делает, тот непременно двигается вперед к своей цели, преодолевая ошибки, постепенно развиваясь, наблюдая за своим ростом. Счастлив будет тот, кто в конечном итоге найдет то, что искал.

На мой взгляд, из всех существующих профессий на Земле профессия учителя требует постоянного саморазвития, самовоспитания, а в конечном итоге – самосовершенствования. В этой профессии нельзя стоять на месте, всегда нужно находиться в творческом поиске. Если у человека, выбравшего эту сложную профессию, нет искорки в глазах, как же он поведет за собой своих учеников, как зажжет их сердца?!

Мой выбор в пользу учителя марийского языка был неслучайным: путеводной звездой в выборе профессии стала моя учительница марийского языка и литературы Бородина Людмила Петровна. Именно с ее подачи я пришла в эту профессию, о чем ничуть не жалею. И вот уже 14 лет работаю в сфере образования и воспитания детей, из них последние 4 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы».

За истекший период, думаю, немало уже сделано, об опыте самых ярких педагогических находок можно рассказать.

Согласитесь, порой в условиях русскоязычной школы обучать предметам «Марийский (государственный) язык» и «История и культура народов Марий Эл» достаточно непросто. В начале своей работы основной моей целью было расположить учащихся не только к себе, но и вызвать их интерес к предмету изучения. Для этого каждый урок старалась разработать так, чтобы он был интересным и познавательным.

В связи с этим на уроках применяю, во-первых, технологию АМО, самыми эффективными приёмами которой, на мой взгляд, являются игры, например, «Каласе, мо уке?»/ «Скажи, чего не стало?», «Кевытыште»/ «В магазине», «Ко вашкерак?»/ «Кто быстрее?», «Могай буква/йук йомын?»/ «Какая буква/звук потерялась/ся?» и т.д.; во-вторых, технологию развивающего обучения при работе с раздаточным материалом: карточками, таблицами, схемами – например, «Вставь пропущенные слова» или «Доскажи словечко»; в-третьих, кейс-технологии прочно обосновались на моих уроках, например, с учащимися 9 класса при изучении темы «Ушанле йолташ: могай тудо»/ «Настоящий верный друг: какой он?» реализовали один из методов кейс-технологии, активизирующий учебный процесс – метод дискуссии.

С учащимися 8-9 классов на уроках использую проектную технологию, например, при изучении темы «Кугу Какшан» заповедник» в 8 классе по марийскому языку мы с учащимися реализовали мини-проект по данной теме, результатом которой стало оформление альбома про птиц, животных и растений этого заповедника на марийском языке. Также проводим уроки с использованием ИКТ-технологий, например, в 9 классе, урок по теме «Мый кузе кенежым эртаренам»/ «Как я провел лето», где учащиеся представили свои сочинения на марийском языке в виде презентаций. На уроках «История и культура Марий Эл» при изучении творчества писателей и поэтов нашей республики, деятельности выдающихся людей земли марийской и т.д. занятия проходят с применением информационных технологий.

Конечно, не стоит забывать и про здоровьесберегающие технологии. Всегда провожу динамические паузы на уроках в различных формах: минизарядка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Кидым кушко нолтена,

Вара улык волтена,

Салтак семын ошкылна,

Пенгыдемын кушкына.

Ик кидыштем вич парня,

Вес кидыштем вич парня,

А чылаже лу парня.

Ынде нуно ончыктат,

Мом ыштен моштат:

Возат, тӱрлат, сӱретлат,

Мыланем шотлаш полшат,

Шӱкшудым кӱрыт, мушкедат,

Руашымат нӧштылыт.

Кушко – улык,

Шолашке – пурлашке,

Кечым ме суретлена,

Вара шинчам кумена,

Адак угыч почына.

Динамические паузы позволяют снять стресс, провести релаксацию; кроме того очень нравятся учащимся.

Но самым ярким и событийным моментом в моей педагогической деятельности стала реализация технологии погружения. Такой урок-погружение вот уже третий год подряд мы с учителями марийского языка проводим по теме «Национальная одежда народа мари». Этот программный материал изучается в 8 классе в модуле «Одежда». Уроки проходят на базе ГБУК РМЭ «Национальный музей им. Т.Е.Евсеева».

Урок-погружение – это одна из форм интерактивного обучения. В основе метода погружения лежит коллективный (групповой) подход к обучению, изменение привычной организации учебного пространства, диалог как форма взаимодействия. Рациональное применение вышеперечисленных составляющих метода погружения обеспечивает высокую эффективность обучения.

Весь учебный день по методу погружения учащиеся занимаются на территории музея. С ними проводится интегрированное занятие по ИКН и

марийскому (государственному) языку, ИЗО и технологии. По итогам учебного дня учащиеся защищают проекты.

Структура учебного занятия включает в себя несколько этапов:

1 этап – вступительный. Учителя настраивают учащихся на восприятие; знакомят с целями, задачами и ходом занятия.

2 этап – теоретический. Выступает сотрудник музея, рассказывает про национальную одежду народа мари, демонстрирует учащимся (все материалы взяты из архивного зала музея), использует при этом видеоматериалы и презентации, умело применяет игровую (на ситуативной основе) технологию, что дает возможность учащимся примерить на себя национальную одежду и полностью погрузиться в атмосферу быта и культуры народа мари определенной исторической эпохи. На этом этапе учащиеся записывают материал, задают интересующие их вопросы.

3 этап – практический. Учащиеся разбиваются по желанию на микрогруппы по 3 человека, получают задания. В микрогруппе каждый из учащихся выполняет свою функциональную задачу: один рисует одежду данной этнической группы, второй проводит словарную работу, третий выступает в роли рассказчика (презентатора). Каждая микрогруппа (всего 7 микрогрупп) работает над достижением единой цели. На этом этапе учащиеся свободно передвигаются по залу этнографии.

4 этап – защита творческих работ. Учителя оценивают работу микрогруппы, учащиеся или сотрудники музея имеют право задавать уточняющие вопросы. На выступление каждой микрогруппе дано 3-4 минуты.

5 этап – мастер-класс. Учащиеся проходят в конференц-зал, где второй сотрудник музея проводит с ними мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Ший Пампалче»/ «Сереброзубая Пампалче». На данном этапе у каждого учащегося есть возможность своими руками изготовить куклу-оберег и в дальнейшем подарить ее своим друзьям, близким, родным.

6 этап – подведение итогов. На заключительном этапе проводится рефлексия, где учащиеся отмечают моменты урока, запомнившиеся больше всего, рассказывают о том, что было нового и интересного, а также о своих успехах, достижениях и о том, над чем еще необходимо поработать.

Таким образом, уроки-погружения дают учащимся возможность полностью погрузиться в предмет, повышают мотивацию, безусловно, вызывают интерес и желание глубже узнать и понять язык, историю, культуру и традиции народа.

Конечно, многое еще необходимо реализовать, многие интересные педагогические находки нужно будет претворять в жизнь. Но самое главное: для этого есть и творческий потенциал, и желание учиться всю жизнь, не довольствоваться достигнутым, искать новые ответы на вечные вопросы и новые нестандартные подходы для решения задач, не боясь при этом ошибиться. Недаром мой педагогический девиз: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Категория: Всем учителям
07.04.2017 20:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!