Проблема сохранения калмыцкого языка является актуальной для всех. Один из выходов из этой проблемы я вижу в развитии и сохранении разговорной речи. Мой небольшой, но достаточно успешный опыт доказывает, что учебные проекты- это тот путь, который показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Отрадно отметить, что в УМК «Школа 2100», по которой, я работаю, заложена проектная деятельность. Но на сегодняшний день, к сожалению в программах по родному языку не предусмотрено применение учебных проектов.Суть моей предлагаемой инициативы такова: использование учебных проектов на уроках родного языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели, я на основе тематического планирования в начале текущего учебного года разработала шесть проектов по каждому разделу. И сегодня я могу констатировать, что опыт мой удался. Процесс обучения стал более увлекательным. К нам в гости приходили синьзянские калмыки, обучающиеся в соседней школе, которые мастерски владеют своим родным языком. Незабываемые встречи с поэтами И.С.Бадма-Халгаевым, Э.А. Эльдышевым несомненно способствовали желанию детей продолжать изучать родной язык. Совместные мероприятия с учителями родного языка А.В.Оргаевой, Н.Б.Багаевой, Л.С.Санчировой, на которых присутствовали знатоки устного народного творчества: А.К.Санджи-Горяев, Н.Э.Эрдни-Гаряев, А.Н.Насакаев, которые ярко продемонстрировали актуальность моей инициативы. Так мне хочется рассказать о наиболее интересных проектах: «Зуульчллhн», «Торскн hазран медый». Ребята были поделены по числу сторон света, а пятая группа - центральная должна была составить маршрут экскурсии по достопримечательностям Яшкульского района. В чём оригинальность этих учебных проектов? В том, что дети при защите используют родную речь. Тем самым идет расширение словарного запаса, изучение родного края, традиций. Итог этого проекта – «Виртуальная экскурсия».
Не менее интересно прошёл проект «Эрул- менд харлhн», работа шла по группам.
Первая группа рассказала о технике безопасности, особенно о медиабезопасности. Медсестра гимназии озвучила результаты медицинского обследования и дала на калмыцком языке рекомендации по сохранению зрения и осанки. Вторая группа рассказала о здоровом питании. Много интересного ребята узнали о привычных продуктах. Третьей группой была представлена презентация о правилах личной гигиены и о пользе вакцинации. Итог этого проекта – брошюра.
В заключении, своего выступления, хотелось было выступить со следующей инициативой: на базе лагеря дневного пребывания «Яшкульской многопрофильной гимназии» организовать смену на родном языке. Тем более все предпосылки для этого есть: медсестра, повара, физрук, а тем более воспитатели владеют разговорным калмыцким языком. И пусть этот островок любителей родного языка превратиться в материк истинного самосознания основанного на толерантности и взаимоуважении.