Образовательные технологии в моем педагогическом опыте

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать варианты самореализации и самоутверждения при взаимодействии с различными общностями, культурами, поэтому в образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность. В результате важнейшими навыками должны стать самоорганизация и самоопределение. Следовательно, основными компетенциями, которыми должен овладевать современный школьник, становятся совокупность умений обеспечивающих выделение и успешное разрешение проблем, понимание сущности конкретных проблемных ситуаций и вариантов их возможного разрешения, выбор методов для решения проблемы, проявление творчества и инициативы в реализации поставленной цели.

Конечно, специфика предмета обуславливает применение на уроках инновационных педагогических технологий. Использование сочетания различных технологий позволяет мне сделать уроки более разнообразными и эффективными.

Проектная технология обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

На уроках с младшими учащимися я применяю творческие мини-проекты: тематические альбомы, коллажи, постеры и открытки.

Работа над проектами осуществляется следующим образом:

  1. изучение новой темы: знакомство с лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
  2. при завершении темы - ознакомление учащихся с методикой работы над проектом;
  3. выполнение работ обучающимися дома;
  4. защита проектов на уроке, контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.

Учащиеся всех классов также привлекаются к выполнению творческих проектов. Это кроссворды, рисунки, открытки с поздравлениями, другие виды работ. Проекты и творческие работы обучающиеся с удовольствием выполняют в виде презентаций. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей, создать для каждого ученика ситуацию успеха.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

Хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в обучении детей английскому языку. Его применение способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Обучающиеся не только приобретают знания по английскому у языку, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная моя задача – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат.

Информационно-коммуникационные технологии значительно увеличивают эффективность и наглядность урока, интегрируют английский язык в другие области человеческого знания. Использование ИКТ на уроках английского языка в 2-11 классах позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Урок становится более ярким и увлекательным. Например, использую презентации в Microsoft Power Point как иллюстрация к материалам урока, а также как способ выполнения домашнего задания, как готовый продукт проектной деятельности.

Преподавание с помощью ИКТ имеет преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия, наглядность, занимательность, позволит создать проблемные ситуации на уроке.
  • Использую аудио - и видео оборудование, мультфильмы Уолта Диснея и другие пособия, что важно при изучении английского языка, обучающиеся могут одновременно читать текст, слышать произношение и видеть необходимую лексику на экране.
  • На уроках отмечаю большую вовлеченность школьников в процесс обучения, повышение мотивации к изучению английского языка, возможность применения разных стилей обучения, повышается эффективности работы учителя.

Активно использую Интернет- ресурсы в своей работе. Это сайты для учителей иностранного языка, где коллеги делятся своими достижениями и разработками. Я зарегистрировалась на портале «Социальная сеть работников образования», имею свой профиль на электронно-образовательном ресурсе «ЯКласс», активно использую возможности этого сайта: учащиеся проходят тестирование по предмету, дистанционно задаю и проверяю домашнее задание. Кроме того имею свой сайт на платформе «Мультурок» Здесь можно увидеть мои методические разработки к урокам и внеклассным мероприятиям по английскому языку. Там я публикую свои методические рекомендации по лучшему изучению грамматики, лексики английского языка, вопросы викторин.

Совместное применение проектной и информационно-коммуникационной технологий позволило создать творческую работу учащихся 9 класса «20th – 21st CENTURY MUSIC» (ПРИЛОЖЕНИЕ стр. )

Технология проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение и формирование “компетенций личностного формирования” занимает технология портфолио, в данном случае языкового портфолио.

В зарубежной образовательной практике выделяют следующие типы портфолио :

  • портфолио документов или “рабочий” портфолио
  • портфолио процесса
  • показательный портфолио
  • портфолио развития
  • портфолио для учебного планирования
  • портфолио подготовленности (proficiency)
  • портфолио трудоустройства
  • портфолио для поступления в ВУЗ

Для своих учащихся я выбрал тип “рабочий” портфолио – который включает коллекцию работ, собранных за определенный период времени. Периодом можно считать месяц, четверть, полгода, год. Предлагаемый портфолио может содержать любые материалы, его планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, когда он поставил перед собой цель и до того, как он её достиг.

Цель данного типа портфолио:

  • систематическая, непрерывная оценка и самооценка учебных результатов учащегося;
  • формирование таких компетенций как: выделение проблемы;
  • успешное разрешение проблемы, выбор методов для решения проблемы, проявление творчества и инициативы в реализации поставленной цели.

Структура языкового портфолио следующая:

  • портрет учащегося
  • языковой паспорт
  • биография языка
  • досье
  • дополнительный материал

Данный формат в целом соответствует Европейскому языковому портфолио.

В каждом разделе предлагаются различные дескрипторы, образцы, варианты, предложении и т. д. На мой взгляд, портфолио должен быть прост при работе с ним, конкретен, функционален, хорошим помощником и

консультантом. Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых.

«Языковой портфолио» – это образовательный продукт, который позволяет ученику самостоятельно оценивать свой уровень и динамику владения языком, отражает результаты учебной деятельности и формирует у учащегося умение представлять свои достижения и свой учебный опыт.

Ведение «Портфолио» помогает решать следующие задачи:

  1. повышает мотивацию ученика к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком;
  2. формирует способности самооценки – учит планировать и организовывать свою учебную деятельность;
  3. позволяет сформировать индивидуальную траекторию образования и способствует участию школьника в процессе оценивания качества результатов обучения;
  4. позволяет продемонстрировать свои достижения в школьном коллективе, а также родителям, друзьям и т.д.;

Российский «Языковой портфолио», в основу которого положен «Европейский языковой портфолио», состоит из трех частей.

1) «Языковой паспорт»

Оценка учеником своего уровня владения языком в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком». Представление своего опыта иноязычного и межкультурного общения. Дипломы, грамоты, сертификаты и другие документы, подтверждающие прогресс в изучении иностранного языка.

2) «Языковая биография»

Определение уровня различных коммуникативных навыков с помощью «Таблиц уровней владения иностранным языком», что способствует самостоятельному отслеживанию формирования своих языковых умений.

3) «Досье»

Представление различных материалов, демонстрирующих успехи ученика в овладении языком – презентации, различные типы проектов, статьи, доклады, эссе, тесты и т.д.

В последнее время стало популярным создание «Языкового портфолио» в электронном виде, что делает его более удобным и мобильным.

В нашей школе имеется опыт ведения «Языкового портфолио» с первых дней изучения иностранного языка. В начальной школе основной акцент делается на «Досье», в котором ребенок собирает рисунки, первые диктовки и тесты, творческие работы и фотографии. Начиная с пятого класса, ведется систематическая работа с «Языковой биографией» и «Языковым паспортом».

«Языковой портфолио» является важным инструментом оценивания учебных результатов школьника, а также усиливает его мотивацию к дальнейшему повышению уровня владения языком.

Процесс же создания учениками своих портфолио позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Как мы работаем над портфолио.

1 этап- планирование в классе. Моя задача – вызвать интерес к очередной части портфолио и настроить учащихся на восприятие материала с помощью вступительной беседы. Тема должна быть достаточно интересной для учащихся. Обсуждаем содержание частей портфолио, примерный план работы, способы сбора и виды информации, выбираем оптимальную форму презентации результатов. Форма презентации зависит от конечного продукта: схема, буклет, устная или электронная презентация.

2 этап - подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Для этого активизирую необходимую для работы лексику и грамматические конструкции.

3 этап - сбор информации. Пользуясь библиотекой, Интернетом учащиеся собирают информацию.

4 этап – совместная работа внеурочная деятельность. Ученики оформляют свою работу. Оформляя свои работы, наряду с традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок и гуаши используют компьютер: создают иллюстрации с помощью компьютера (программа Paint, Pixpaint), набирают тексты своих сочинений на компьютерах, тем самым учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы пользователя, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. То есть здесь уже подключается технология опережающего обучения.

5 этап- презентация и защита портфолио. По окончанию презентации ученики анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения.

6 этап – контроль, оценка проделанной работы. Существует два принципа:

1.Оценку следует выставлять за портфолио в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.

2.Не исправлять ошибки в конечном варианте проекта, т.к. в эту работу ученики вкладывают много усилий и захотят сохранить её для себя. Это следует делать в черновом варианте. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы или нет.

Ученический портфолио по предмету «английский язык» для учащихся 5-6-х классов мы составили из следующих частей:

1ч. – front page – это своеобразное досье ученика, где он указывает свое имя, возраст, адрес, увлечение и т.д. (повторение и систематизация лексических единиц по темам: «Моя семья», «Мои увлечения», «Мои домашние питомцы»)

2ч. – phonetic\grammar box – копилка фонетических и грамматических знаний (в процессе подбора материала учащихся повторяют основные правила фонетики и грамматики, составляют удобные для себя таблицы, систематизируют свои знания по темам «Грамматические времена», «Множественное число существительных», «Артикли» и т.д.

3ч. – exercise set – набор упражнений, представлены контрольные задания по пройденной грамматической теме.

4ч. – mini-projects – творческие задания нарисовать семейное дерево, составить меню для своего кафе, нарисовать дом своей мечты, составить таблицу времен года и т.д.

5ч. – culture ecorner – страноведение. Здесь ребята собирают и размещают сведения об англоговорящих странах с использование фотографий, карт, символов. Эта часть способствует расширению кругозора учащихся, закреплению страноведческих знаний, полученных на уроках, повторение лексических единиц по пройденным темам.

6ч. – my achievements – в данном разделе учащиеся размещают свидетельства об участии в конкурсах, олимпиадах по иностранному языку, сертификаты, дипломы. Т.е. показывают свои успехи в овладении иностранным языком, свой интерес к иностранному языку.

Я глубоко убежден, да и мой личный опыт подтверждает, создание и использование ученических портфолио на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Использование данной технологии позволило мне:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Дополнить, обобщить, повторить материал учителя;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка;

5.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

6.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.

7.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

8.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

9.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.

А также в процессе работы я пришёл к выводу, что ученические портфолио помогают:

  • привлекать пассивных учащихся;
  • делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
  • активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;
  • накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Портфолио должно раскрывать динамику личностного развития обучающегося, помогать отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. Именно, поэтому планирую в старших классах изменить структуру «Папки достижений». Раздел “Языковой паспорт” включает такие разделы, как:

  • why do I learn English
  • what I must know and do
  • what I know and can do

В разделе Why do I learn English указаны цели и причины изучения языка. Учащийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты. В раздел также можно включить шаблоны английских предложений, которые учащийся должен либо вспомнить и активизировать в своей письменной или устной речи, либо запомнить до автоматизма. Какие шаблоны следует включить, решаются совместно учителем и учеником.

В “What I must know and do” предлагаются две альтернативные шкалы: система уровней владения языком, которая соответствует требованиям российского ЕГЭ, и шкала Совета Европы “Общеевропейские языковые компетенции владения языков”. Цель размещения данного материала – предоставить учащемуся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений, определить промежуток времени и поместить собранные данные в раздел “What I know and can do”

Формируемые компетенции: самомотивация, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение ставить и решать задачу, умение принимать решение

Следующий раздел - “My Language Biography”, который состоит из

  • my own learning goals for…
  • the biggest problem for me
  • getting better

Задача учащегося спроектировать индивидуальный учебный маршрут.

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации (the biggest problem for me), выделение цели на определенный период (my own learning goals for…) и успешное разрешение проблемы (getting better).

При работе учащийся обращается к дескрипторам, помещенные в подразделах, а также к разделу, в котором помещены альтернативные шкалы системы уровней владения языка.

В подразделе “Getting Better” выделен один из видов самостоятельной деятельности – “личностные стратегии”, изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса”. Представленный список стратегий является необязательным, неподконтрольным, он является выражением инициативы и познавательных потребностей учащихся и напрямую зависят от их индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов.

Выбор стратегий предполагает свободный выбор со стороны обучаемых.

Формируемые компетенции: организационные способности, умение ставить и решать задачу, нахождение самостоятельных решений, владение иностранным языком.

Обязательным условием для оценивания портфолио учащегося является рефлексия каждого представленного свидетельства, участия в конкурсах, проектах и т.д. В “Досье” представлены вопросы, которые помогут с ориентироваться, как написать рефлексию, Также включены дескрипторы типа: “This is a sample of… I included it because…”, “I received this award for…”, “This shows how much I have improved in….””I am proud of this work because.” Таким образом, рефлексия дает учащемуся возможность оценить свой рост, сильные и слабые стороны при работе с помощью представленной формы. А также планировать дальнейшие шаги с целью повышения уровня своих достижений. При работе с рефлексией своей деятельности учащийся учиться анализировать имеющиеся факты, представленные в той или иной форме, синтезировать, сравнивать свои работы и документы и делать на основе сравнения выводы. Следует отметить, что рефлексия и самооценка требуют умения приводить доводы, аргументы в доказательство какой – либо точки зрения, а также вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновать её.

Результативность использования современных образовательных технологий подтверждается положительной динамикой уровня и качества обученности.

05.12.2015 12:47


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас