СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя философия воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Идет урок - социальная психология. Обсуждаем со студентами психологическое воздействие. Много лет эта тема считалась не интересной для меня, так как особого эмоционального оклика у студентов она не находила. В этом году лекция превратилась в беседу, а точнее в конференцию. Вопросы посыпались раньше, чем я объяснила, что такое убеждение, внушение, заражение и подражание. Студенты спрашивали о политическом лидерстве и власти, влиянии рекламы и моды, о СМИ и их влиянии, о родителях и учителях и т.д. Причем, они именно спрашивали, а не комментировали мои слова и приводили примеры своего опыта. Через несколько минут, я сделала для себя ряд открытий. Во-первых, я в данном вопросе несомненный автори-тет, во-вторых, студентам хочется владеть информацией, в-третьих, эта информация необходима молодым для жизни в обществе. Вдруг поднимается рука и молодой человек спрашивает: «Как избежать воздействия?» В плане занятия у меня значился вопрос о психологических способах защиты. Говорю: «Я расскажу позже». Затем мысль: «Надо ответить на вопрос, пока он возник». Затем, молниеносно ответ: «Быть личностью!» В аудитории тишина. И мальчик, задавший вопрос, продолжает: «Значит, быть свободным». И дальше возгласы: «Ирина Валентиновна, как стать личностью?» Вот он! Очередной этап моего профессионального становления. Ведь это должно быть так очевидно для молодых - как стать личностью. Система образования главной задачей своей видит формирование личности. Начиная с детского сада молодежь социализируют, формируя социально-ответственную личность наделенную разнообразными компетенциями. И в 18 лет вопрос: «Как стать личностью?» Данная моя работа не научный труд. Я не буду пытаться сформули-ровать четкую педагогическую концепцию, систематизируя и обобщая информацию и опыт. Я попытаюсь изложить мои мысли о содержании и сущности, целях и направлениях воспитательного процесса.

Духовная теория личности как основа и содержание воспитательной работы.

В современно педагогической науке существует множество концепций воспитательной работы. Так, в частности, концепция воспитания Бондаревской предполагает, что воспитание-это условие социализации личности, выполняющей в обществе функции сохранения воспроизводства и развития культуры. В концепции Мальковой и Новиковой воспитание-это педагогически рациональное управление процессом развитие человека как индивида и субъекта. Профессор Таланчук создает концепцию системно ролевого воспитания, которая готовит человека к выполнению социальных ролей. Все существующие концепции воспитания сводятся к реализации главной задачи – социализации личности и развитии индивидуально – психологических качеств. Выпускник должен быть готов к жизни в обществе, развит сам и уметь развивать общество. Личностно – ориентирован-ный подход, основанный на гуманистической философской парадигме делает акцент на индивидуальные качества ребенка, его особенности, неповторимость, учит жизни в конкурентом обществе в обществе индивидуализма. Личностно-ориентированный подход в образовании разрабатывается в современной педагогической науке уже более двадцати лет. Но, судя по научной литературе, материалам прессы, обсуждениям на публичных форумах, в кругу семьи и друзей, современную систему воспитания нельзя считать удачной. Ребенок объявляется высшей ценностью для общества и становится самоценностью для себя. Растет число девиаций как социально-активного (вербальная и невербальная агрессия, аморальные поступки и деликты), так и социально - пассивного типа (уход в собственный или виртуальный мир, отказ от активной деятельности, уход от выполнения гражданского долга, суицид). Педагоги жалуются на «неуправляемость» детей, подростков и, тем более юношей и девушек студентов колледжа и вузов. Социальные роли, учебные программы, нормы и требования социальных институтов усваиваются подрастающим поколением с трудом. Хотя, справедливости ради надо отметить, во взрослой жизни молодежь довольно успешна. Они делают карьеру, зарабатывают деньги, отдыхают, занимаются фитнесом и горными лыжами… Но они также страдают от одиночества, отсутствия преданных друзей, верных любимых. На лицо деградация семьи, война поколений, оборачивающаяся брошенными стариками и одинокими подростками. «Будущее страны» даже родину выбирает в зависимости от размеров социалки. В условиях нестабильности 90-х, сильнейшего экономического кризиса, развала экономических и политических институтов обнищания и криминализации, отечественная система образования сработала правильно. Более того, это был единственный институт общества, сохранивший все лучшее, что было в стране и обеспечившая будущий подъем (ценой огромного самопожертвования и энтузиазма педагогов, не бросивших этот тяжелый труд). Школа (начальная, средняя, высшая) свою задачу выполнила. Мы получили поколение прагматиков, технократов с инженерным мышление, мотивацией на карьеру, развитыми компетенциями, профессионально важными качествами и личностными качествами необходимыми для адаптации в обществе. И, все-таки, у педагогов и общества в целом существует чувство неудовлетворенности. По моему мнению, просветительская гуманистическая ролевая теория личности как персоны или маски, то есть совокупность социальных ролей и статусов, делающих человека успешным в обществе, перестает быть актуальной. Не случайно звучит вопрос юного человека: «Как сохранить человеческое достоинство?» и обращен он не к знаменитым блогерам, не к партийным бонзам и бизнесменам, и не к родителям, а к учителю. В 2017 году, как это было много раз в истории России, кредит доверия молодые дали учителям. И, возможно опять, как и много раз уже, именно русская интеллигенция станет той силой, которая сплотит и консолидирует общество и выведет страну к новому величию. В современных условиях, педагогам необходимо обратиться к лучшим традициям отечественной культуры и истории и на их основе строить воспитательную работу. Индивидуальный подход к личности не исключает, а предполагает некую основу, стержень на который будут нанизываться исключительные качества взрослеющего человека. Особенное не может существовать без общего, отличное без сходного. Это категорический закон диалектики, закон развития и саморазвития. Тем самым стержнем должна стать духовная концепция личности, на которой были воспитаны сотни поколений наших предков. Идея, согласно которой, Личность - это не театральная маска, а лик - лицо подобное Богу. Стать Личностью значит приблизить себя к высшему Идеалу. Главным мерилом личностной зрелости является не успех, а достоинство. Достать до Бога, значит обрести Истину, Добро и Красоту. Для русского человека личность не адаптируется к обществу, а противопоставляет себя ему. Символом личности является белеющий в море парус, журавль одиноко парящий в небе. Личностное самоопределение – это способность идти по жизни с честью и достоинством, когда мир вокруг тебя требует приспособиться под сложившиеся условия, далекие от норм морали, права красоты. Личность совершает подвиг и не может совершить предательство, личность жертвует собой ради блага других людей, а не преследует эгоистический интерес, чтобы, по-смитовски, реализовывать интересы общества. Личность милосердна, а не жестока. Личность не конкурирует с другими, пытаясь уничтожить соперника, а помогает другим возвыситься даже над собой, превращая соперников в друзей соратников и сотрудников. Именно так понимали личность Пушкин и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Скобелев и Макаров. Так понимали личность Матросов и Карбышев, Гагарин и Вавилов, Стаханов и Ангелина. Символом личностного подвига является жизнь Павки Корчагина и смерть Жени Родионова, неканонизированного русского святого, девятнадцатилетнего мальчика погибшего от рук боевиков, но сохранившего верность долгу, вере и Отечеству. Стремление к высоте идеалов и помыслов, нравственно сориентированные воля и разум – это духовность человека. Духовность определяет направленность сознания и деятельности. Духовность позволяет увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. На уровне духовности мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение этих ценностей позволяет осознанно строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствие с истиной добром и красотой. Духовность – это тот стержень, который объединил людей в русский народ и собрал вокруг него множество племен и народностей в единую нацию. Духовность позволила народу выстоять в жесточайших войнах и выйти из них победителем. Сила духа позволила народу выдержать репрессии тиранов и государственный террор, не просто выдержать голод и хозяйственные разрухи, но и совершить экономическое чудо, выведя страну за короткие строки на передовые рубежи. Духовный поиск русской интеллигенции привел к появлению великой русской литературы, музыки и изобразительного искусства. Честность и принципиальность, следование долгу позволили советским ученым сохранить и приумножить мировую науку в «шарашкиных конторах» сталинских лагерей и в блокадном Ле-нинграде. Духовность – это залог величия и благополучия народа, его свободы и независимости. Духовность – это крепкая семья и здоровые дети. Духовность – это преданные друзья, готовые прийти на помощь в любую минуту. Духовность – это принципиальность и личное мужество, возможность не поддаваться влиянию, самостоятельно выбирать поступок и самому нести за него ответственность. Духовность-это вера, надежда и любовь, высшие состояние сознания, позволяющие человеку полностью реализовать свою сущность в мире.

Заключение

Воспитание подрастающего поколения - сложный многоплановый процесс, на который влияет множество объективных и субъективных факторов. Наряду с образовательными учреждениями, в процессе воспитания принимаю участие семья, уличная среда, СМИ и др. Учебное заведение, осуществляя воспитательную работу, использует множество форм, методов, средств и ставит перед собой разнообразные цели. Так в современной школе осуществляется воспитание по следующим направлениям: гражданско - правовое, профессионально – трудовое, нрав-ственное, культурно- эстетическое, воспитание здорового образа жизни. Цель воспитательной работы – воспитание гармонично и всесторонне развитого человека, способного социализироваться в изменяющемся об-ществе. Как классный руководитель, я же ставлю перед собой дополни-тельные задачи: воспитание направленности личности, то есть духовной подструктуры человека, позволяющие актуализировать себя в мире на ос-нованиях добра, красоты и истины. В качестве результата моей работы должны выступать личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке культуры, то есть в человеческом пространстве «добра - зла», «истины - лжи», «прекрасного - без-образного», «честности - беспринципности», «любви - ненависти», «дружбы - предательства» всегда оставаться Человеком.

Категория: Всем учителям
12.12.2017 18:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!