СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

(Китайская пословица)

Я часто задумываюсь над своим возрастом. Много прожито или мало? Я задаю себе этот вопрос и не знаю ответа. Как учитель биологии знаю, что биологический возраст человека отличается от хронологического. Согласна с мнением, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Я ощущаю себя молодой. Однако невольно оглядываюсь назад: все ли удалось, всего ли достигла, все ли мечты воплотила в жизнь.

Для меня всегда в жизни большую роль играла моя профессия – учитель. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

А что значит для меня, быть учителем? Не только возможность чему-то учить детей, но и каждый день общаться с ними. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…

Для меня быть учителем –это и значит быть.

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно мои дорогие любимые учителя зажгли в душе огромное желание делать в жизни то же самое – учить детей. Прошли годы, и я стала учителем. Для меня биология – с детства любимый предмет. Было интересно познавать живую природу, самого себя. Я и сейчас считаю, что мой предмет важнейший и интереснейший. Без широкого знания в области биологии невозможно сегодня развивать сельское хозяйство, здравоохранение, охрану природы, а значит, и общество в целом.

Перед биологической наукой стоят большие задачи: побороть вирусы и болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания, победить преждевременную старость и сделать решительный шаг к долголетию. Уверена, что расшифровка генома человека позволит исправлять генетические дефекты, даст возможность лечить людей, страдающих наследственными заболеваниями. Но не менее важно, на мой взгляд, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов, уберечь лес от уничтожения, а почву от эрозии. Я хочу, чтобы мои ученики это тоже понимали. Ведь все эти вопросы предстоит решать им, современным школьникам, тем, кто учится сейчас или придет в школу завтра.

Я - учитель биологии, поэтому вижу свое предназначение не только в том, чтобы дать биологические знания, но и содействовать социализации личности, воспитать общечеловеческую культуру. Конечно, не все мои ученики станут биологами, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, не быть равнодушными к миру, в котором они живут.

Но как научить этому? Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни. Это крайне важно - внушить им ответственность за грядущий мир.

А чтобы ребенок оставался неравнодушным, надо зажечь интерес в глазах ученика, пробудить любопытство исследователя, подвигнуть хотя бы на маленькое открытие – это прекрасно! Именно на уроке воспитывается бережное отношение к окружающему миру. Провокационные вопросы, проблемные задания, игровые моменты будят мысль, заставляют вырабатывать свою точку зрения и защищать ее, поддерживают устойчивый интерес. Главная задача – показать, что не может быть абсолютной истины, научить учиться, а не просто передать знания. Сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник школы должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, умеющей ставить перед собой цели и задачи, и неуклонно стремиться к достижению поставленных целей, как бы трудно ни было.

Для себя я решила: у меня есть 45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное. Поэтому эпиграфом к обучению в рамках преподавания биологии мной выбрана китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде. Быть учителем трудно. Именно ты становишься исследователем и аналитиком, каждый урок сдавая экзамен на профессионализм. Но удивительно интересно! Ни одна профессия не дает столько возможностей для творчества. Я, как всякий учитель, - вечный ученик, так как всю жизнь должна учиться, искать, изменять, пробовать, отрицать, возвращаться к старому, стремиться к высшей степени профессионализма. Ведь сначала надо научить, а потом спросить. Но работа учителя требует не только глубоких и профессиональных знаний, умение интересно преподнести материал, но и определенных личностных качеств, важнейшими из которых являются, на мой взгляд, педагогическая вера и надежда, любовь и доброта, терпение и искренность, отзывчивость и находчивость, требовательность и тактичность, самообладание и умение идти на компромисс, неравнодушие.

Состоялась ли я уже как учитель? Об этом судить моим ученикам…

04.11.2019 10:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!