СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый день свой

Исполняя Миссию,

Не теряет сердце доброты,

Ведь учитель – это не профессия,

Это образ жизни, свет души!

И.Романов

Вряд ли большинство учителей, входя в класс или готовясь к урокам, задают себе вопрос, какова их педагогическая философия… Ответ на этот вопрос сразу дать непросто…

Сколько себя помню, я всегда хотела стать учителем. Каким именно? Тогда это было неважно. Ещё в детском саду и дома, по вечерам, я играла в «школу»: усаживала кукол и зверюшек, давала им имена, заводила на каждого «ученика» тетрадь и проводила «уроки»…

Заканчивая школу, я чётко представляла свою дальнейшую дорогу, поэтому поступила в педагогический. Студенческие годы пролетели очень быстро, и я вернулась в родню школу. Я стала учителем. Тогда, совсем ещё юная, до конца не знала, что же такое ШКОЛА. Мне казалось, что школа – это просто работа…

С тех пор прошло много лет. Многое произошло в моей жизни за эти годы. Было всё: радости и огорчения, победы и неудачи. Но я всё равно в школе.

Теперь я понимаю, что учитель должен с самого начала знать, что школа – это всегда самопожертвование, всегда не только работа, но и жизнь. Не каждому по плечу такое, да ещё вечные сомнения: а есть ли у тебя что отдать, не пуст ли душой…

Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, говорил, что везёт тачку с камнями, другой – что строит Шартский собор. Думаю, что мы должны учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым нашим учеником – ЧЕЛОВЕКА с большой буквы.

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Молодёжь часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому воспитание нравственности у школьников – это одна из главных задач общества.

Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жестокие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Считаю, что именно школа является тем местом, где культивируются общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные. А учитель может и должен помочь детям осознать, что в основе всех цивилизаций лежат такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта.

Работая в школе, я не только даю знания по предмету, но и стараюсь заронить в сердца своих учеников зёрна нравственности. Вооружать нравственными знаниями своих учеников учитель должен союзе с семьёй. Именно семья и школа являются одним из источников нравственного опыта детей. Ещё в раннем детстве взрослым необходимо позаботиться о развитии у ребёнка чуткости и отзывчивости. Они начинаются с простой, но доброй наблюдательности, с умения понимать потребности близких.

Современная цивилизация с её высокими технологиями зачастую уводит человека, и особенно ребёнка в прагматическую сферу, далёкую от духовной области.

Сегодня нормой стали краткие изложения и просмотры компьютерных версий литературы. Живой русский язык засоряется жаргонами и иностранными словами, становясь для многих лишь средством общения, а не носителем национальных и культурных ценностей. И не важно, что оно поглощает: пищу материальную или духовную. Главное, чтобы это было быстро, внешне привлекательно, модно. Общество, в том числе и молодёжь, становится членом «клуба быстрого потребления». Всевозможные заменители проникают не только в пищу, но и культуру.

Классика, с её традициями, духовностью, высочайшим профессиональным мастерством под напором агрессивной посредственности отступает в сознании людей на второй план. В таких условиях именно учитель должен стать посредником между учеником и духовными ценностями прошлых и современных поколений, а первостепенная задача учителя – воспитать любовь к родному краю, родной культуре, родному посёлку, родной речи.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви своей семье, своему жилищу, к своей школе. Надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнение, заботы, переживания за судьбу другого человека.

Научить чувствовать, понимать, сопереживать – это самое трудное, что есть в воспитании. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасёт мир». Что он имел в виду? Может быть, красоту общения, которой человека надо учить? А может красоту он понимал как синоним доброты? Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различны качества, издавна ценимые людьми. Добро в первую очередь связно с умением радоваться ми сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Колоссальные возможности для нравственного влияния на школьников содержатся в учебном материале по истории и литературе: духовность, гуманизм, любовь к своей земле и её истории.

Признавая особую значимость информационных технологий в жизни современной школы, я остаюсь всё-таки человеком книжной культуры. Воспитание учеников через книги продолжаю на своих уроках. Считаю, что ученик не должен воспринимать литературу только как школьный предмет, а книгу – как источник информации. Он должен осознать, что всё, о чём говорит автор, важно и актуально. Время идёт, движется, с ним вместе движется и летопись времени – книги: многие из них становятся вечными, никогда не стареющими спутниками новых поколений читателей.

«Книга дороже мне престола», - возвестил когда-то великий Шекспир. Он был прав: престолы рухнули и ушли в небытие вместе с теми, кто восседал на них, книги Шекспира Остались. Хорошие книги никогда не стареют, им дана вечная молодость и обновление во времени, они – живой организм, воздух, без которого не может жить и развиваться человек. Читая высокохудожественные произведения, сострадая героям этих произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, мои ученики становятся эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее.

Воспитать талантливого читателя, для которого наслаждение от подлинных произведений искусства стало бы потребностью – одна из главных задач учителя литературы.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой природы и собственный опыт. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель должен использовать любую возможность для укрепления в растущей душе веры в добро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя.

На своих урока, в свободном общении с ребятами я стараюсь ненавязчиво, в доступной форме давать оценку огромному потоку информации, который обрушивается на ребят из средств массовой информации, телевидения, Интернета, провожу дискуссии, так как живой заинтересованный разговор по душам гораздо более действенен, чем другие методы.

Как учитель и классный руководитель учу своих учеников отличать хорошее от плохого, стараюсь, чтобы нравственность стала нормой для каждого в его повседневной жизни. Сенека утверждал, что «уча других мы учимся сами». Вместе с ребятами я учусь многому. Каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути познания, так как в нашей профессии нет предела совершенству.

Каждый раз, расставаясь с ребятами, я думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью добра, чести, справедливости, достоинства. Надеюсь, что сумела посеять в своих учениках зёрна нравственности. Пусть не всем ребятам суждено стать великими и известными, но порядочными и добрыми людьми они станут обязательно.

Жизнь не проста, проверяет она нас на прочность.

Кажется, что разрешить не сумеем проблем.

Но всё ж не ищем готовых ответов к вопросам.

В истину верим, добро и любовь дарим всем.

Счастье, что каждое утро я в школе любимой,

Смех звонкий слышу и вижу сияние глаз.

Вместе со всеми готова я в чудо поверить,

Пусть будут дети намного счастливее нас.

19.11.2020 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП