СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Можно ли на современном этапе развития общества, государства, экономики, представить нашу жизнь без учителя? Конечно же, нет!
Учитель. Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда. Так кто же такой современный учитель и какова его роль в обществе? Достаточно серьезный и философский вопрос.
Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.
Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент.
Профессия учитель начальных классов самая гуманная, востребованная и серьёзная специальность, являющаяся фундаментом всех профессий. Педагог занимается формированием мировоззрения молодых людей, в руках которых находится будущее государства. Лишь первый учитель может помочь решить большинство вопросов, волнующих детей. Эту специальность можно назвать образом жизни, поскольку преподаватель несет ответственность за формирование характера всех своих учеников.
Приведем несколько цитат, афоризмов, высказываний в определении понятия «учитель»:
- Конфуций – «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»;
- Ральф Эмерсон – «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими»;
- Д. Менделеев – «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»;
- Л. Н. Толстой – «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»;
- В. Ключевский – «Что бы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»;
- Томас Сас – «Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью»;
- А. Дистервег – «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…»;
- Г.Адамс – «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…».
По результатам проведенного исследования дадим определение современного учителя, по нашему мнению – «Учитель – это, прежде всего человек, который учит, закладывает и доводит до сознания своих учеников определенные знания, образ мышления, взгляды, опыт, которые помогают ему жить, развиваться, совершенствоваться и становиться лучше!».
В жизни каждого из нас всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя! И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор, компьютер, интернет - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ…
«УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, –
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник…»
Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности учеников и учителя.
Современный учитель – это человек, который исправляет все опыты над дневником восьмого чуда света (ученика) и в то же время успевает организовывать всемирный розыск девятого чуда света (знаний ученика)!
Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь.
Профессия учителя - это очень трудоемкий процесс, закладывание основополагающей базы ценностей и качеств человека, формирование его взглядов на всю жизнь.
Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависит мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения. Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов.
Важную роль в жизни каждого человека играет его первый учитель!
Учителя начальных классов - это особый человек в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой. Учитель начальных классов за ручку переводит детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс.
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать огромными воспитательскими способностями. Одновременно быть учителем, воспитателем, психологом, другом, помощником и даже родителем! И, несомненно, учитель должен сильно любить свое дело, свою профессию и своих учеников!
Профессия учитель начальных классов относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.
Профессия учитель начальных классов относится к классу творческих (эвристических), так как приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.
Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. К личным качествам учителя относятся:
- огромная любовь к детям (без неё вообще нельзя стать учителем) и доброта;
- чуткость, внимание;
- умение правильно оценить ситуацию и найти правильный вариант;
- упорство в работе, демократизм в отношениях;
- оптимизм, без которого в учебных заведениях в настоящее время не выжить.
Чтобы научить детей грамотно писать, быстро считать и жить по общечеловеческим правилам, учитель тратит много сил и энергии.
В настоящее время, когда приоритетными являются такие личностные качества, как активность, умение контактировать с людьми, мобильность и толерантность, перед педагогом возникает очень важная задача – научить детей адаптироваться в окружающем мире.
Работая с детьми, учитель сам должен быть интересным, чтобы дети могли восторгаться и гордиться ним. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
В педагогической и психологической литературе способности учителя начальных классов или классного руководителя определяются так:
- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
- способность быть примером и образцом для подражания;
- способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше;
- способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка;
- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
- способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком;
- способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей, коллег, родителей.
Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».
Как сказал Демокрит - «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи, горе не сравнимо ни с каким другим».
Каким же должен быть учитель начальной школы, какие качества и характеристики сочетать?
Учитель начальной школы должен обладать:
- развитыми интеллектуальными способностями (особенно в части вербального интеллекта);
- высокой концентрацией, умением распределять и переключать внимание;
- большим объемом оперативной и долговременной памяти;
- высокой эмоциональной устойчивостью - выдержкой, самообладанием;
- развитыми коммуникативными качествами - доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием;
- хорошей дикцией, четкой грамотной речью;
- способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала;
- энергичностью, работоспособностью, умением увлечь своим предметом;
- высокой общей культурой.
Современный учитель начальных классов должен сочетать в себе:
- умеренность - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям;
- успешность - это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции;
- удивительность - учитель начальной школы должен уметь удивлять.
Ребёнок в начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.
Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы – научить учиться!
- убедительность - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения;
- уважительность - понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка, это основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе;
- уравновешенность - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке. В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки;
- улыбчивость - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка – это рабочий инструмент учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие - улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное, это любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя начальных классов – это важная, серьезная и очень ответственная работа. Так как учителю приходиться работать с маленьким людьми, с маленьким человеком. Из которого вырастет новый член общества - гражданин, с определенным позициями, взглядами, устоями, принципами и моралью, в формировании которых не последнее место занимал учитель начальных классов!
То есть учитель участвует в формировании будущего нашей страны, будущего России! И я не боюсь возложить на себя этот груз ответственности и осознаю серьезность выбранной мной профессии – учитель начальных классов!
Главный источник информации:
Статья Воробьёвой Алины Сергеевны, студентки ГБПОУ РО «Волгодонской педагогический колледж»
© 2021, Карпеева Ксения Алексеевна 834