Мотивация на разных этапах урока

Мотивация на разных этапах урока

 

Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

 

Я думаю, это главная задача, которая стоит перед каждым учителем.

 

Урок по ФГОС - это совместное творчество учителя и учеников. В ФГОС много внимания уделяется построению урока в таком виде, чтобы дети выступали творцами, чтобы у них формировалась адекватная самооценка, чтобы они умели также оценивать других. И, наверное, самое важное здесь - это мотивация. Есть мотив, есть деятельность, есть совместная работа, есть результат. учитель и ученик на уроке - сотрудники, партнеры в процессе учения.

Важным стимулом учебной деятельности является благоприятный психологический климат. Идя на урок, продумываю свои первые фразы: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок.» Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.

 

Представлю варианты мотивационного этапа урока.

 

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

 

Ещё один вариант начала урока (сл.2)

 

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

 

Этот вариант я наиболее часто использую на уроке (сл.3)

 

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

И такое стихотворение очень нравится детям : (сл.4)

 

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

А это стихотворение можно использовать на разных этапах урока (сл.5)

  • Мы  внимательные!
  • Мы старательные!
  • Мы добрые!
  • Мы отлично учимся!
  • Всё у нас получится!

 

Мотивационный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  (сл.6)

На данном этапе формирую следующие УУД: (сл.7)

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

 

Следующим этапом урока по ФГОС является актуализация знаний (сл.8)

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока

 

 

Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура). (сл.9)

В процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

 

Приведу примеры фрагментов уроков на данном этапе.

 

Тема урока «Звуки и буквы»

 

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

 

Отгадайте загадку.   (сл.10)

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                              (Буквы)

Комментированное письмо

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

 

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

 

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же,  о звуках и буквах.

 

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

 

- Как будет звучать тема нашего урока?  (Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»)

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что  нам сегодня предстоит усвоить?

 

- Правильно,  в ходе урока мы должны  усвоить  знания  о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

 

Фрагмент урока по теме «Восклицательные предложения» (сл.11)

 

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

 

Ученики пробуют прочитать текст.

                  

Какое замечательное раннее летнее утро Поднимешься в гору, а там такая красота На горизонте показался краешек солнца Когда же проснутся первые птицы Так хочется услышать звонкий хор пернатых друзей Да здравствует новый день

 

-Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

 

- А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или ?!

- Помогите мне  сформулировать тему.

 

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске. «Виды предложений по эмоциональной окраске».

-Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

 

- Я  посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске?  Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

 

Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке

 

Дети предлагают цели:

 

- узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

 

 

 

Этап актуализации знаний часто включает целеполагание. (сл.12)

. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.  (сл.13)

 

Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся начальных классов по ФГОС учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 5 классе учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.

 

Представлю  формулирование темы и цели урока с помощью схемы.  (сл.14)

 

– Прочитайте схему.

 

       
   
 

 

 

 

[   ~~~~~                                           – . – . – ]. (По цели высказывания…)

 
 

 

 

– Чем будем заниматься на уроке, какие умения развивать?

 

 -Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

 

Фрагмент урока по теме «Однородные члены предложения.

            Знаки препинания в предложениях с однородными членами». (сл.15)

 

– Что объединяет все эти схемы?

[  ?    ,  ?    ]. [  ?    и  ?   ]. [  ?    , но  ?     ]. [  ?   , а    ?   ].

[ ? и ? , ? и ? ].

[ и  ?     , и ?     , и ?     ].

 

– Запишите ключевые слова. (Однородные члены.)

 

– Послушайте шуточное стихотворение и назовите ключевое слово, которое связано с предыдущим заданием:  (сл.16)

 

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточья,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее…

                                                       

Запись второго ключевого слова – знаки препинания.

– На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложениях с однородными членами.) 

 

На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?

При самостоятельной формулировке цели главное - не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.  (сл.17)

 

Приведу пример этапа актуализации знаний на уроке литературы по теме «Добро и зло в сказке Пушкина о мёртвой царевне»(тема детям не называется)   (сл.18- 28)

-Ребята, сегодня на уроке мы будем разгадывать кроссворд, который называется «Назови героев пушкинской сказки»

-Какое слово у нас получилось в результате работы? Подберите к слову добро противоположное.

-Как вы думаете, почему  слова добро и зло сегодня у нас на уроке? Как они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (записывают тему в тетради)

-Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

Дети предлагают цели:

  • Определить, где в сказке добро и зло
  • Найти положительных и отрицательных героев
  • Сопоставить поступки героев

 

(Обобщаю высказанные детьми цели)

-Итак, ребята, сегодня на уроке мы должны раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

 

Цель этапа актуализации знаний- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (сл.29)

 

Формируемые УУД   (сл.30)

  • Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
  • Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Этап рефлексии учебной деятельности является одним из основных этапов в структуре урока, ориентированного на развитие способностей.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

 

При проведении рефлексии настроения и эмоционального состояния применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

 

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».»

 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

 

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

 

 

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

 

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы. Можно предложить следующие вопросы: («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

 

 

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

 

Оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

 

Категория: Русский язык
12.01.2015 16:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей