СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационная деятельность учителя и обучающегося на различных этапах урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учебной деятельности — остается важнейшим вопросом, ответ на который ищет современная педагогика. Каждый учитель хочет, чтобы ученики с интересом и желанием приходили на его урок.

Общий подход формирования мотивации на отдельных этапах урока состоит в том, чтобы осуществлялся некоторый цикл учебной деятельности школьников. Он будет разным в зависимости от целей урока, его типов.

Структура урока во многом определяется его типом и зависит от поставленных целей, содержания учебного материала и приемов, и места урока в учебном процессе. Основными этапами, определяющие структуру современного урока химии, являются:

- организация начала занятия

- актуализация опорных знаний

- мотивация учебной деятельности

- изучение нового материала

- закрепление знаний и способов действий

- рефлексия и подведение итогов урока

- информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выбор рациональной структуры урока — одно из главных условий эффективного планирования и проведения урока. Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. Мотивация необходима на любом этапе урока. Какую бы работу ученики ни осуществляли бы, они должны понимать цели и задачи выполняемых действий.

Организационный этап, очень кратковременный, но определяет весь психологический настрой урока. Цель этого этапа — подготовить учащихся к работе на занятии. Условия достижения положительных результатов — требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. Замечания учителя должны быть устранены сразу. Следует помнить одно из важных правил для учителя: «в шуме начал урок — в шуме его и закончишь».

Следующий этап — актуализация опорных знаний, позволяет установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки выявленные пробелы в знаниях. Наиболее используемые приемы это — беседа, фронтальный опрос, работа у доски или проверка работы в тетради. Этот этап можно разнообразить, включая в него работу по дидактическим карточкам, химический диктант, составление кроссвордов по последней теме и т.д.

Особенно интересно проверять домашнее задание, если учащимся был задан домашний эксперимент. Ученики, как правило, с большим энтузиазмом подходят к выполнению такой работы.

Мотивация учебной деятельности — этап в ходе, которого происходит определение цели, и задач изучения нового материала; показ его практической и личностной значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. На уроках химии учащиеся сами могут определять тему урока, после небольших намёков учителя. Часто в этом помогает такой прием как «Создание учебно-проблемной ситуации».

Способы повешения мотивации на данном этапе — нестандартное формулировка темы; наличие определенных предметов на демонстрационном столе или закрытая часть доски; интересный исторический факт или необычная область применения вещества; определение значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.

Изучение нового материала — этап, позволяющий учащимся получить представление о фактах, явлениях, которые изучаются, а также сформулировать основные правила, принципы, законы; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний, усвоение способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Лучшее восприятия учебного материала происходит тогда, когда урок становится увлекательным и запоминающимся. Поэтому с целью повышения мотивации учащихся целесообразным будет сочетание объяснения учебного материала с демонстрационным экспериментом или лабораторным опытом, средствами наглядности.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция происходит на этапе закрепления знаний и способов действий.

Интересный и эффектный способ повышения мотивации на данном этапе является — проблемный вопрос. Учебная проблема должна иметь противоречие между старой и новой информацией. Учащиеся должны в ходе групповой или индивидуальный работы прийти к к определённому выводу. Зачастую выводы учащихся подтверждаем экспериментально (демонстрационный эксперимент или лабораторная работа)

Итоговый этап должен проанализировать урок, дать оценку его успешности. Работу по подведению итогов необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, познания нового.

При обсуждении домашнего задания целесообразно будет выяснить у самих учащихся, что осталось непонятным, какие вопросы урока вызывают наибольшее затруднение и что нужно сделать дома, чтобы лучше разобраться в учебном материале.

В ходе обсуждения учитель, вместе с учащимися, понимают каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. Например, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы».

Мотивированной должна быть любая деятельность учащихся, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в личность, заинтересованного в саморазвитии и самообразовании составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Категория: Химия
20.08.2020 18:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП