СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учителей: что кроме денег?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учителей: что, кроме денег?

Савинская Г.Е. МКОУ СОШ с.Маяк

Нанайского района

Хабаровского края

Размышляя над темой, мне невольно вспомнилась история нашей страны: революция. И я задала себе вопрос: как мог практически один человек поднять и всколыхнуть такую большую страну, чем же он мотивировал? Я думаю, это были ни деньги, ни богатство - люди шли за идею, они видели перед собой результат, который хотели достигнуть, и не секрет, что эту прекрасную по-своему идею (по-моему мнению) загубили именно те, кто был мотивирован на деньги.

И поэтому я, наверное, интуитивно пришла к выводу, что стимулирующие выплаты и премии, так необходимые для мотивации учителей, не всегда приносят того результата, который ожидается. Все таки деньги развращают, сколько бы их не было. Их все равно не хватает: повышаются цены, растут потребности. Я не имею ввиду, что деньги - зло, естественно, необходимо иметь такую зарплату, чтобы можно было не заглядывать со страхом в ближайшее будущее, но они, то есть деньги, не являются большим стимулом. Стимул и надежный стимул - это идея и результат этой идеи, причем результат видимый, который ты можешь ощутить и порадоваться, что ты чего-то добился и ощутить радость победы. А как можно это сделать в рамках школы? Что можно предложить учителям для их мотивации? Естественно, что-то новое, креативное, позволяющее проявить их способности, открыть их новые грани, показать: вот как я могу!

И возникают риторические вопросы: «Что делать?», «С чего начинать?»

Учитель, если это профессионал своего дела (бывают и случайные люди в школе) живет в своих учениках, для него важен результат, признание его достижений и достижений его учеников.

Значит надо создать такие условия для образовательной деятельности, чтобы и учитель, и ученик засверкал новыми яркими красками: и участием, и победой, даже поражениями, которые подстегивают для новых начинаний.

Проанализировав образовательные программы, тем более это было в преддверии введения нового федерального государственного стандарта, мы остановились на системах развивающего обучения. Мы стали перед выбором: что именно подходит для условий нашей школы. Ведь необходимо было под эту систему создать хотя бы минимальную базу: обеспечение оборудованием, учебниками, методической литературой, да и убедить родителей (которые являются участниками образовательного процесса и тоже имеют право выбора) в том, что внедряя новую программу, мы помогаем нашим детям развиваться.

В этом отношении хороша развивающая система Л.В.Занкова, позволяющая каждому участнику образовательного процесса открыть развить свои способности. Система Л.В.Занкова - это путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Главная педагогическая задача – сделать реальностью процесс развития именно этого ребенка, получаемые знания должны иметь развивающий эффект именно для этого ученика. Этой системе присуще «выращивание» знаний на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии, помогая детям чувствовать себя увереннее, рискованнее, свободнее, достойнее, переживать радость собственных достижений в учебной деятельности. Развивающая система Л.В.Занкова позволяет полнее раскрыться духовным силам ребенка, создает условия для их развития. Безусловно, при этом меняется и роль учителя. Из авторитарного единственного источника знаний он превращается в наставника, соратника ученика, заинтересованного в его успехе. Несомненно, в такой ситуации профессионализм учителя состоит в умении организовать процесс обучения так, чтобы учащийся усваивал знания и приобретал опыт путем собственной деятельности, делая свои открытия, тем самым решая проблему развития собственной личности.

Начинали с начальной школы: первый этап - введение развивающего обучения, благо в этом году нас поддержало управление образования и помогло с учебниками и тетрадями, а также мы получили первый мобильный класс. Понемногу все сдвинулось с мертвой точки, учителя, работающие в этом направлении, подтянулись, получая и материальное, и моральное удовлетворение от полученных результатов. Но тут возникло то, что и должно было возникнуть: не все сразу приняли новое – и никакие финансовые посулы не могли изменить их точку зрения. Многие ностальгировали по старым временам и любые инновации принимали в штыки: ну как можно быть с учеником соратником !?!

По сути, можно было пойти двумя путями: диктат или демократия (убеждение). Жесткие рамки, по-моему мнению, привели бы к краху всего того малого, что было создано: учитель – тот же ребенок, обидевшись, он бы уткнулся в свой угол и оттуда молча посылал проклятия, просто выполняя свою работу в рамках своего понимания. Значит – демократия: каждый должен был почувствовать заинтересованность руководителя в том, что он делает. Похвала, своевременная похвала и заслуженная, тоже своего рода стимул. Сделал – молодец! Вот тебе и поощрения, и реклама твоей деятельности, и благодарность. Но похвала должна быть в рамках, иногда перехвалишь учителя, он схватил «звездочку и все – «что я не делаю, все хорошо», «меня же за это хвалили, а сейчас нет?». И опять по кругу, а дальше? Как объяснить, что учитель должен развиваться, причем в наше время семимильными шагами: если пять лет назад создание презентации (цифровых образовательных ресурсов) считалось почти подвигом, то сейчас – это повседневный труд, надо идти дальше….

И создаем условия: в каждом кабинете (у нас их одиннадцать) – компьютерное оборудование: семь интерактивных досок, пять документ-камер, три мобильных класса, портативный лингафонный кабинет, кабинет естествознания. Учителя осознали, что если работать творчески, креативно, апробировать и внедрять новое, то будут и интерес, и результаты учащихся по предметам, и результаты мониторингов и итоговой аттестации.

Но вернемся к мотивации. Итак, кроме денег, ещё и условия, и поощрения, и одно из главных - поддержка администрации в разных начинаниях. Я в это убеждена. И будет интерес к работе через участие в различных конкурсах, особенно, если работаем всем коллективом и побеждаем. И я думаю, что вот здесь как раз ещё один критерий мотивации – совместная работа над какой-то проблемой ( старый испытанный способ), причем если создать группу, куда входят и асы, и новички. Учатся друг у друга, спорят, подбадривают, вдохновляют, высказывают идеи (пусть иногда сумасбродные), помогают их воплотить, и сами при этом развиваются, получают интерес к работе, к тому, что делают. Мне кажется, да я уверена в том, что создание благоприятного микроклимата в коллективе – одно из важнейших направлений в этой области, и мы продолжаем работать над улучшением корпоративного духа.

И результат (за последних три года) : районный ресурсный центр по Л.В.Занкову на базе нашей школы, первое место в районном конкурсе по охране труда, первое место в краевом конкурсе «Лучшая организация питания в школьной столовой» ( среди сельских школ), выступление на краевом семинаре по теме «Опыт работы по внедрению технологий развивающего обучения»; учителя - призеры районного конкурса «Молодой учитель года -2013», «Учитель года - 15», учитель - победитель районного конкурса «Молодой учитель года - 2015». Не отстают и дети: золотые и серебряные медалисты, первые места в районном конкурсе «Многоцветие талантов» в номинациях, лауреаты премии главы района, победы в районных и краевых соревнованиях по национальным видам спорта, призеры во всероссийских соревнованиях по этим видам спорта и многое другое.

Естественно, что все эти успехи были отмечены благодарностью, почетной грамотой и публичными признаниями. Я уверена, что самой эффективной нематериальной мотивацией является внимание к личности своих работников, признание их успехов на профессиональной нише. Когда администрация не забывает о вкладе работников в дела и благодарит их, удается добиться серьезного эффекта, без такой благодарности можно потерять инициативу работников. Иногда простая благодарность является наиболее эффективным средством мотивации, в этом нет сомнений. Человеческое отношение – это обязательное признание заслуг, похвала за выполненную работу, понимание трудностей и проблем, возникающих при её выполнении и, по возможности, помощь в нейтрализации этих трудностей.

Говорить можно много, но иногда все ясно и без слов. Я считаю, что самым главным качеством хорошего педагога всегда была любовь к своему делу, любовь к своим ученикам и их стремленьям. Ведь только через любовь и терпение можно достучаться до маленьких сердец. В мире, где царят материальные ценности, очень легко упустить мотивацию любовью. Все нужные слова уже сказали талантливые педагоги, а нам надо только к ним прислушаться и воплотить: «Образ-овательное пространство тоже Храм, да-да, Храм!. Коллеги! В Храме ставят свечки…. Улыбки наши тоже свечи, которые никогда не должны гаснуть в Храме Образ-ования. Пламя наших улыбок может сжечь дотла всю педагогику темных сил…. не будет никакого обновления жизни школы, если каждый из нас не обновит душу свою. Закон отдачи торжествует: отдавшие должны получить. Дети взрослеют, и мы получим. Что мы получим?» Эти слова Шалвы Амонашвили созвучны с моими мыслями по поводу образования и воспитания нашей будущей смены.

Я уверена, что именно в этих словах заключена главная мотивация - и дети, и взрослые, чувствующие, что тебя любят, уважают, проявляют интерес к тебя, как к личности, могут достигнуть многого.

Категория: Директору
26.10.2015 15:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!