СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тонкости профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тонкости профориентации !

Совсем скоро старшеклассники станут выпускниками. Но уже сейчас и дети, и родители наверняка задумываются, куда пойти учиться дальше

Основные сложности старшеклассников

Если говорить о самих подростках, то в подавляющем большинстве случаев их психологическое состояние по отношению к дальнейшей учебе в ВУЗе и к выбору профессии можно условно разделить на несколько типичных.

Подросток к окончанию школы находится в конфликте с родителями из-за того, что его желания идут вразрез с желаниями его родителей. Девочка ходит в театральный кружок и хочет стать актрисой, а мама – руководитель, поэтому считает это баловством и убеждена, что ее дочь должна стать как минимум HR-менеджером. Или парню нравится возиться в гараже со своим мотоциклом, и он хочет стать высококлассным механиком, а папа уже договорился о его поступлении на юридический факультет. «Гаечным ключом денег не заработаешь». Интересов — ноль, практически все свое время подросток тратит на общение в соцсетях, ему ничего не нужно, кроме денег, работать — ни в коем случае, учиться — не понятно зачем, еще пять лет томиться в застенках университета. Ничего не хочется, ничего не интересует. Но подросток понимает, что без образования будет сложно. Поэтому какой-то выбор сделать все-таки надо. Подросток с детства знал, чего хочет, читал книжки, ходил в кружки, и вдруг резко теряет интерес к любимому занятию, появляется апатия, разочарование в выборе и вообще — все теперь не так. «Ничего не хочу, и оставьте меня в покое». Следует отметить, что это всего лишь малая часть примеров, различных ситуаций гораздо больше, ведь каждый подросток индивидуален.

Важно помнить, что в подростковом возрасте происходит гормональный бум, начинается серьезная перестройка всего тела. В этом возрасте подросток может чувствовать себя вялым и лишенным энергии, его способности к обучению могут резко снизиться.

И если старшеклассник находится в таком состоянии, родителям не стоит возмущаться и наказывать или как-то ограничивать своих детей. А уж тем более - взваливать на них еще больше задач по принципу «клин клином вышибается».

Зачем вообще нужна профориентация В подростковом возрасте человека больше волнует не конкретно его будущая профессия, а то, кем он является на самом деле, какое место займет в этой жизни. Это — наиболее сложный период самоопределения, поиск самого себя. И профориентация помогает в решении такого значимого вопроса.

Прежде всего, у подростка появляется цель. Бесцельность, отсутствие знаний о той или иной профессии, бессистемность и наличие массы разных вариантов делают правильность выбора практически невозможной, а мотивация к действию почти нулевая. С профориентацией процесс самоопределения у подростка происходит гораздо быстрее, его цели становятся осмысленными, задачи, которые он уже сам перед собой поставит, будут иметь взрослый, серьезный характер. Все лишние и ненужные занятия сами по себе отойдут на второй план.

Другой важный момент — подросток узнает свои сильные и слабые стороны. Часто бывает сюрпризом для самих детей узнать о своих склонностях и особенностях характера. На основании этого, выбор дальнейших действий становится легче.

Вырастает мотивация, которая стимулирует желание учиться и изучать выбранные профильные предметы или посещать кружки, секции и т. п. Соответственно, серьезные интересы делают подростка более собранным и ответственным.

Тем не менее, у подростков может происходить частая смена интересов, это совершенно нормально, поэтому первые опыты профориентации лучше проводить в 12-13 лет, а затем — раз в год для отслеживания динамики изменений.

Что влияет на выбор Здоровье. По статистике, около 80% старшеклассников из-за проблем со здоровьем ограничены в выборе профессии, а две трети из поступающих имеют хронические заболевания. Психофизиология. Особенности ЦНС, темперамент, интро- или экстравертность — эти факторы обязательно должны учитываться при выборе, иначе можно совершить большую ошибку. В психологии принято разделять все профессии в зависимости от психофизиологических особенностей личности на три основные группы: 1. По предмету труда (природа, человек, техника, образ);

2. По условиям труда (быт, необычность, мораль);

3. По средствам труда (ручные, механика, автоматика, теория).

Для определения склонности к той или иной группе существует большое количество различных тестов и методик.

Социальные факторы. Насколько для подростка важно занимать достойное и престижное место в обществе, как статус и материальная обеспеченность семьи влияет на выбор. По исследованиям, в первую очередь на подростка влияет мнение сверстников, затем — его собственное мнение, затем — мнение значимых для него взрослых (и это не всегда родители) и только потом — мнение родителей и школьных учителей.

Кроме того, у родителей и у подростков основной вопрос звучит по-разному. Для подростка это «Кем я себя вижу, как мне распоряжаться жизнью», а для большинства родителей «Как он сможет обеспечить себе достойную жизнь». Родителей можно понять — это естественное беспокойство за будущее их ребенка.

Склонности и желания подростка. Если подросток ничем не интересуется, не стоит силой заставлять его чем-то заниматься, лучшим вариантом будет предоставление ему свободы выбора и подготовки благоприятных условий для возможности попробовать то, к чему может в будущем появиться интерес. Часто случается ситуация, когда родители с самого детства нагружают ребенка всеми мыслимыми и немыслимыми занятиями. Это и языки, и танцы, и спортивные секции. В результате, к подростковому возрасту происходит либо бунт, отрицающий и нивелирующий все, либо наступает усталость, и тогда подросток перестает заниматься вообще всем. Как говорил Ибн Сина: «Все хорошо в меру».

Родителям важно помнить, что человек никогда не будет счастлив, занимаясь тем, что ему неинтересно, или тем, что ему навязывали с самого детства. И навязывая подростку свой, а не его выбор, не забывайте, что мир изменчив, и та профессия, которая сейчас считается самой востребованной и высокооплачиваемой, через несколько лет может утратить свои позиции в списке престижных.

Справедливости ради, стоит сказать и о подростках, у которых слишком высокий уровень притязаний, который не соответствует ни их возможностям, ни их способностям. И если такой ребенок пойдет учиться очень сложной специальности, то есть риск разочарования в выбранном пути.

Деньги, деньги, деньги. Наверное, самый актуальный вопрос для многих родителей. Обучение стоит дорого, отправить подростка учится в большой город из провинции — часто на это просто нет средств. Иногда в этой ситуации хорошим выбором будет – дать своему ребенку возможность подрабатывать. Часто люди, рано начавшие работать, становятся высококлассными специалистами в своей области, они достигают настоящих успехов. Человек, самостоятельно зарабатывающий, чувствует себя состоявшимся в жизни больше, чем студент, которому вечно не хватает денег.

Как работает профориентация Основные постулаты обычно берутся из работ Фрэнка Парсонса. Это те принципы, которые, по мнению Парсонса, нужно учитывать, выбирая профессию.

Хочу. Объединяет в себе желания, стремления, увлеченность и интерес. Является мотивационным фактором. Могу. Это образование, знания, практика, навыки и способности (как умственные, так и физические). Надо. Материальная заинтересованность, престижность, статусность и востребованность профессии. Наиболее распространенные профориентационные методики и тесты

Грамотное проведение профориентации у подростков — процесс довольно длительный и последовательный. Разработанные программы включают в себя, как правило, несколько методик.

1. Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова.

Подростку предлагается выбирать одну из двух профессий в 20 пунктах. Затем определяется тип профессии, подходящий подростку. Типы условны, но указывают направленность.

— «Человек-Природа». Животноводство, фермерство, лесное хозяйство и т. п. профессии.

— «Человек-Человек». Сфера обслуживания, работа с людьми.

— «Человек-Техника». Любые профессии, связанные с техникой, механикой, автоматикой и электроникой.

— «Человек-Образ». Все, что связано с творчеством.

— «Человек-Знак». Профессии, где работа происходит с расчетами, вычислениями, текстом, цифрами и т. п.

2. Карта интересов А. Голомштока.

Довольно простая методика, состоящая из 50 вопросов, позволяющих определить интересы подростка в таких областях:

- физика и математика;

- химия и биология;

- электроника и радиотехника;

- конструирование и механика;

- география и геология;

- литература и искусство;

- история и политика;

- педагогика и медицина;

- предпринимательство;

- спорт и армия.

3. Якоря карьеры Э. Шейна.

Состоит из 41 пункта, которые, в отличие от предыдущих тестов, определяют убеждения и ориентиры подростка на виды деятельности.

— Стать профессионалом;

— Управлять и руководить;

— Быть независимым;

— Сохранять стабильность;

— Реализовывать идеи;

— Находить новые пути решений задач;

— Быть в гармонии с миром;

— Создавать новые товары и услуги.

Наиболее продуктивные результаты профориентации получаются в комбинировании различных тестов, методик, проведения лекций и семинаров, практических занятий и индивидуальных бесед с психологом-специалистом в работе с подростками.

Практика

Техника из книги Е.Тарариной «Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера»

Техника «Техника «Я и мой талант» (модификация Е. Тарариной)

Цель:

расширение диапазона социального и профессионального выбора; формирование навыка самопознания; получение опыта создания собственного «творческого продукта»; раскрытие новых граней личности; осознание особенности, уникальности профессиональных возможностей личности. Задачи:

научиться слушать и слышать внутреннее «Я»; развивать эмоциональный интеллект, чувственность, тактильные ощущения и мелкую моторику рук; реализовать свои творческие способности; содействовать личностному и профессиональному росту, саморазвитию. Инвентарь: фольга разных цветов (30Х30 см), лист бумаги (А4).

Возрастные рамки: от 12 лет и старше Время работы: 25-30 мин.

Алгоритм работы

Вступление

Каждому клиенту предлагается взять любой кусок фольги, чтобы, почувствовав физические свойства и возможности этого материала, сделать из него что-либо.

Основная часть

Инструкция к действию:

1. Используя два кусочка фольги, выполните работу на тему: «Я и мой талант».

2. Когда работа будет завершена, поместите свое изделие перед собой на белом листе бумаги.

3. Ответьте на вопросы:

Как называется ваша работа? Что вы создали? Вы и ваш талант — это единый образ или они отделены друг от друга? Взаимодействуют ли они друг с другом? В каком возрасте вы впервые обнаружили свой талант(-ы), что этому способствовало? Какие преграды и сложности на пути совершенствования своего таланта Вы преодолеваете сейчас? Назовите людей, которые поддерживают вашу веру в собственный талант. Развитие какого нового таланта на основе уже открытого вы ожидаете? Насколько ваш талант реализован в жизни (оцените по стопроцентной шкале)? Можете ли вы на основе своего таланта обучать мастерству других? Помогает ли ваш талант развитию других людей, созиданию добра? Если бы эта работа вдруг заговорила, что бы она сказала вам? Выводы

Данная техника помогает реализовать свой творческий потенциал, сделать шаг к достижению внутренней гармонии. Техника «Я и мой талант» дает возможность получить ответы на следующие вопросы: Как относится клиент к себе и своему творческому началу? В каких они отношениях между собой: конструктивно взаимодействуют, дополняют друг друга или конфликтуют? Насколько клиенту удается реализовать свои таланты и способности в жизни? Есть ли у клиента проблемы в восприятии своего творческого потенциала? В чем сильные стороны созданных образов? Каким потенциалом для совершенствования личности они обладают? Как клиент воспринимает свой талант — как дар или как груз?

Елена Тарарина

Категория: Психологу
03.05.2018 08:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!