СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Может ли школьная оценка быть справедливой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли школьная оценка быть справедливой?

Организовать любую деятельность, в том числе, учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Оценка не должна носить обобщающего характера. Необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребёнка.

Может ли оценка в школе быть справедливой? Есть ли единственный ответ на этот вопрос? Да? Или нет?

Оценка справедлива - при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, общая позиция, стиль общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта. Оценка справедлива, если ребёнку « всё равно, какая она». «Двойка - ну и ладно», «Тройка – ну и хорошо, главное, что не двойка», «Ура! Спасибо за тройку!». Оценка справедлива, если ребёнок адекватен: не выучил урок -2, недостаточно хорошо выучил – 3. Он понимает, на что ему нужно обратить внимание, где у него пробелы в знаниях. Полученная оценка-стимул к дальнейшим действиям.

Оценка несправедлива, если у ребёнка завышена планка в отношении себя. Даже 4 несправедливо поставлена, не говоря уже о тройке. Таким детям нужна только 5! Это мнение о себе «подогревают» и родители: «Мой ребёнок вчера весь вечер учил, а Вы поставили 4!», «Она такая умная, сообразительная, а Вы ставите тройки». После оглашения оценки, такие дети недоумевают: «За что 4?! Я же работала! У меня всё написано! И т.д. и т.п. И начинается нытьё: «Ну поставьте мне 5, ну я же всё знаю, ну пожалуйста…». Есть такие родители, которые приходят в школу и обвиняют учителей в некомпетентности: «Моя дочь из-за вас вынуждена ходить к репетитору, потому что на Ваших уроках она ничего не понимает. Вы непонятно объясняете, по контрольным работам одни тройки» и т.д. Но мама уже всё давно решила за неё: ты должна быть первой, лучшей, везде участвовать, занимать нужно всегда первые места…И девочка, чтобы соответствовать маминым стандартам, делает уроки, списывая с ГДЗ, списывая у других ребят, участвует во всех олимпиадах, танцует, поёт…

Известный педагог Е.Н. Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости на уроке?

03.02.2023 10:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП