СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Может ли школьная оценка быть справедливой?
Организовать любую деятельность, в том числе, учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Оценка не должна носить обобщающего характера. Необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.
Оценку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребёнка.
Может ли оценка в школе быть справедливой? Есть ли единственный ответ на этот вопрос? Да? Или нет?
Оценка справедлива - при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, общая позиция, стиль общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта. Оценка справедлива, если ребёнку « всё равно, какая она». «Двойка - ну и ладно», «Тройка – ну и хорошо, главное, что не двойка», «Ура! Спасибо за тройку!». Оценка справедлива, если ребёнок адекватен: не выучил урок -2, недостаточно хорошо выучил – 3. Он понимает, на что ему нужно обратить внимание, где у него пробелы в знаниях. Полученная оценка-стимул к дальнейшим действиям.
Оценка несправедлива, если у ребёнка завышена планка в отношении себя. Даже 4 несправедливо поставлена, не говоря уже о тройке. Таким детям нужна только 5! Это мнение о себе «подогревают» и родители: «Мой ребёнок вчера весь вечер учил, а Вы поставили 4!», «Она такая умная, сообразительная, а Вы ставите тройки». После оглашения оценки, такие дети недоумевают: «За что 4?! Я же работала! У меня всё написано! И т.д. и т.п. И начинается нытьё: «Ну поставьте мне 5, ну я же всё знаю, ну пожалуйста…». Есть такие родители, которые приходят в школу и обвиняют учителей в некомпетентности: «Моя дочь из-за вас вынуждена ходить к репетитору, потому что на Ваших уроках она ничего не понимает. Вы непонятно объясняете, по контрольным работам одни тройки» и т.д. Но мама уже всё давно решила за неё: ты должна быть первой, лучшей, везде участвовать, занимать нужно всегда первые места…И девочка, чтобы соответствовать маминым стандартам, делает уроки, списывая с ГДЗ, списывая у других ребят, участвует во всех олимпиадах, танцует, поёт…
Известный педагог Е.Н. Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости на уроке?
© 2023, Васюрина Светлана Владимировна 344