СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музей, как форма патриотического воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль музея как социокультурного института общества в патриотическом воспитании личности школьника

Музей (греч. musйion ? место, посвященное музам, храм муз, от mъsa муза), научное, научно-просветительные учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры

Функции музея определяются следующим образом:

- развивающая: музей как центр творческого общения, развития и досуга;

- образовательная: музей как многопрофильный и междисциплинарный центр, в котором познаются виды и жанры искусства, деятельность художественного музея, рождаются новые формы и темы изучения. При этом он связан с системой образования, что влияет на процесс общения, исследований, планирования деятельности;

социально-адаптационная: музей как консультативный, методический и проектный центр, предоставляющий возможность различных режимов общения.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи:

- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;

- гармонизация развития творческой личности;

- формирование национальной идеологии;

- сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

- создание новой музейной аудитории;

расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводится учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, - создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Деятельность школьных музеев включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей - прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Интерактивность - основной методологический прием в работе школьного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Следует помнить, что без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию.

Правильная организация деятельности музея возможна при наличии:

- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу;

- руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы;

- собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля;

- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

- оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;

- помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.

Для организации плодотворной работы музея из числа активистов могут быть созданы поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская (две последних можно объединить), экспозиционная, пропагандистская группы

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций

Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами, другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию, тематико-экспозиционный, план экспозиции и школьных выставок. Проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции.

Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

Вероятно, вследствие нового, расширенного понимания задач музейной работы, которая включает в себя и традиционные функции (собирать, хранить, популяризировать), к функциям музея добавятся такие функции, как формирование патриотизма, мировоззрения подрастающего поколения и многие другие, которые носят педагогический и психологический характер

Таким образом, можно отметить, что музей призван:

- стать средой, где творческие достижения уважаются и признаются, а также являются предметом научных исследований;

- подготовить аудиторию к встрече с экспозицией художественного музея;

- приобщить к изобразительному искусству и культуре в целом, как в учебной, так и в досуговой форме;

- способствовать формированию художественного восприятия;

- способствовать через художественное творчество развитию творческих начал личности;

- формировать нравственность как главный компонент воспитанного активного человека.

Категория: Внеурочка
29.01.2019 21:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!